Развитие мышления, познания и учеба подростка

Мозг

В подростковом возрасте начинается процесс активного удаления малоиспользуемых нейронных связей. Остаются лишь наиболее используемые пути прохождения нервных импульсов. В результате, мозг ребенка становится более специализированным и эффективным для определенных задач, а неиспользуемые способности постепенно угасают. Визуально изменение структуры мозга выглядит следующим образом:

Структура мозга Новорожденного, Ребенка 6 лет и Ребенка 14 лет
Структура мозга Новорожденного, Ребенка 6 лет и Ребенка 14 лет

К 13 годам быстро развиваются теменные доли, которые обозначены на рисунке синим цветом, поэтому интеллект и аналитические способности ребенка сильно возрастают. Также активно развивается префронтальная кора (выделена белым овалом). Но пока она не развилась, у ребенка не хватает способности адекватно оценивать риск и возможности, строить долговременные планы, контролировать себя и свои эмоции.

Зрелость отделов мозга ребенка в 13 лет
Зрелость отделов мозга в 13 лет

К 17 годам префронтальная кора мозга уже хорошо сформирована, что дает ребенку возможность иметь дело с гораздо более сложными вещами и науками чем раньше. Она отвечает за: принятие, контроль, регуляцию решений и действий, произвольность внимания, планирование, прогнозирование и критическое мышление. Улучшает способность формулировать цели и вырабаты­вать планы их достижения, эффективно их реализовывать. Позволяет контролировать импульсивность, повышает эмоциональную саморегуляцию и эмоциональную зрелость. Это именно та область мозга, которая отличает нас от других видов животных и сильно влияет на успешность учебы и работы в будущем. Ее развитие продолжается (с убывающим темпом) вплоть до 25 лет. Важно постоянно задействовать эту область мозга, задачами, которые она выполняет, т.к. ее развитие оказывает критическое влияние на успешность в современном мире.

Развитие мышления, познания и учеба подростка

Когнитивное развитие

Обучение оказывает развивающий эффект на все когнитивные функции ребенка, они становятся более организованными и управляемыми. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности и на развитие личности в целом.

Начинает развиваться мышление на уровне формальных операций. Конкретные предметы и события больше не являются обязательными для мышления. Теперь подростки способны:

  • Решать абстрактные задачи;
  • Рассуждать в чисто словесном плане;
  • Делать умозаключения по поводу гипотетической ситуации без связи с реальностью или собственным убеждением;
  • Делать логические выводы из своих рассуждений;
  • Строить прогнозы и планы.

Отличительной особенностью мышления подростков, является их способность размышлять о теоретических возможностях; способность отрешиться от конкретной реальности и непосредственных впечатлений. Это помогает проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного и думать о том, что могло бы произойти. Все это приводит к тому, что подростки начинают больше мечтать.

Сближение воображения с мышлением дает импульс к творчеству, подростки начинают писать стихи, рассказы, увлекаться музыкой, конструированием, программированием и т. п. Далеко не все подростки стремятся к достижению творческого результата, но все используют возможности своего творческого воображения, реализуя неудовлетворенные в реальной жизни желания в мире фантазий. Например, замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все влюбляются и т.д. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Качественно улучшается внимание: увеличивается объем, устойчивость, возможность распределения и переключения, повышается произвольность и контролируемость.

Память. Запоминание и воспроизведение приобретает все больше смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность запоминания. Значительно улучшаются стратегии запоминания — намеренные умственные действия, которые человек предпринимает, чтобы повысить эффективность сохранения информации в памяти. Основные стратегии: повторение, организация и обработка — установление связи или общего смысла между несколькими частями информации. Обработка материала становится более эффективной и целенаправленной.

развитие мышления подростка

Представленная выше модель когнитивного развития, которую при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Часто преобладают способы механического запоминания — зубрежки. Такой способ не позволяет овладеть в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями: вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза. Овладение же формальными операциями мышления может затянуться до возраста 20 лет, а при особо неблагоприятных условиях, мышление данного типа может никогда не сформироваться. При этом у некоторой части школьников индивидуальные результаты могут быть весьма впечатляющими. Решающее значение для развития мышления и памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности, содержание учебных программ, система подачи учебного материала.

Познавательная потребность в подростковый период резко возрастает и отличается широким разбросом. Интересы часто находятся вне школы, имея поверхностный и неустойчивый характер. Преобладают занимательные (развлекательные) и пассивные формы ее удовлетворения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья и одноклассники.

Учебная деятельность и мотивация

Подростковый период начинается со средний школы, а затем переходит в старшую. В это время начинается предметное обучение, появляются учителя с разными стилями преподавания, контроля и оценивания (кто-то дает детям больше свободы и возможность проявлять себя на уроках, а кто-то требует дисциплины и механического воспроизведения). Увеличивается объем учебного материала, появляются более высокие требования к его осмысливанию и усвоению. Многие подростки демонстрируют снижение мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к общению со сверстниками и к окружающему миру, лежащему за пределами школы и который становится все более доступным.

Для подростка очень важно осознать и осмыслить жизненное значение знаний, прежде всего для самого себя и своего будущего. Если же подросток не видит ценности в знаниях, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к некоторым предметам или учебе в целом.

Не желая и/или не умея учиться, не понимая необходимости этого, подросток испытывает отрицательные чувства к учебе, не получает от нее удовольствия, домашние задания вызывают стресс и апатию. Все это связано с отсутствием адекватной мотивации учения. Подросток переходит от мотива обрести и усвоить знание, к мотиву формально завершить учебу и получить аттестат, переключая свои интересы на мир, лежащий вне учебы.

Однако именно этот период является наиболее благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, когда учение приобретает личностный смысл, может стать деятельностью по саморазвитию. Подросток должен видеть потребность в учебе, она должна давать путь к будущему и сулить успех. Также важно включать учебу в ведущие мотивы этого возраста — общение и построение себя.

Огромное влияние на подростков могут оказать учителя. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаимопонимании, если их общение глубокое и разностороннее, то учитель становится для ученика одним из уважаемых людей, он служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование самосознания, целей и устремлений ребенка.

Подробнее о том, как родителю правильно вести себя с подростком.

Добавить комментарий