Период подростковости это конец детства. Ребенок становится тем, кем вы его формировали с самого рождения. Конечно доля родителей в формировании личности ребенка не абсолютная, но бесспорно самая значимая. Именно родители задавали ребенку модели поведения и мышления, создавали для него окружающую среду и социальные контакты, раскрывали (или блокировали) его таланты и желания. До окончания школы он пройдет последний этап детства и сполна проявит свою сформировавшуюся личность. Все огрехи в воспитании вылезут наружу и усилятся, а все старания и усилия — будут вознаграждены.
Ребенок становится полноценным взрослым и уже физически готов завести своих детей. Сама природа установила этот срок и сделала его взрослым. Примерно до 20-25 лет у него будет еще дозревать префронтальная кора, та область мозга, которая позволяет нам сознательно принимать решения, планировать и регулировать поведение. Но основное развитие всех остальных отделов мозга и тела подходит к концу.
Финальный период детства также нужно прожить эффективно для ребенка, как и все предыдущие периоды. Главные задачи подростковости: обретение независимого «Я», включение в мир людей и культуры, выбор увлечений и жизненного пути. Насколько успешно с этим справится ребенок, зависит и от родителей — они могут, как ускорить их достижение, так и отсрочить.
Наши принципы как не помешать ребенку и способствовать его развитию:
1. Относитесь к ребенку как к взрослому, ведь он уже взрослый
Подростки обретают все больше понимания себя и своего положения в обществе. Они уже не выглядят и не чувствуют себя детьми и пытаются приобщиться к взрослому миру. Отсюда вытекает их борьба за право считаться взрослыми. Именно борьба, так как некоторые родители пытаются воспрепятствовать ребенку стать взрослым. Они привыкли за все эти годы относиться к нему как к несмышленому ребенку — постоянно следить, контролировать и решать за него. Если раньше ребенка это просто не устраивало, то теперь он категорически против этого. Подросток будет добиваться своей независимости от вас, и если родитель не будет отпускать ребенка, то это выльется в открытый конфликт, который может закончиться побегами из дома и девиантным поведением.
Приравнивание возраста подростковости к детству началось лишь несколько столетий назад. До этого сотни тысяч и миллионы лет эволюции создавали человеческий вид таким образом, чтобы подросток становился полноценным взрослым к 13-14 годам и был способен нести полную ответственность за свое выживание и процветание.
Однако технический прогресс и развитие науки внесли свои коррективы в устройство общества и детства. Теперь для процветания человек должен обладать все большим набором знаний и умений, чем столетия назад. Для адаптации к более сложному миру, были созданы школы и университеты, которые отсрочили включение ребенка в полноценную взрослую жизнь. Но эволюция не может поменять природу человека за 200 лет, и подросток все равно становится взрослым к этому возрасту, если специально не замедлять ход его развития. Полноценная учеба и овладение профессией — не занятие для ребенка, это целенаправленная деятельность с нагрузкой близкой к работе взрослого, а иногда и превышающей ее. Поэтому ребенку не нужна искусственная отсрочка от взрослости, не нужно считать подростка ребенком до окончания всех учебных заведений (в среднем учеба в России заканчивается в 23 года). Иначе получится, что почти 10 лет (с 13 до 23 лет) можно воспринимать и относиться к взрослому человеку как к ребенку.
Учитывая, что это самый активный момент формирования личности, какой результат мы получим? Станет ли в 23 года ребенок вмиг взрослым? Или отношение к нему как к ребенку на протяжении 23 лет, сформирует из него «ребенка в теле взрослого»? Конечно же, на подростка влияет и среда, в которой он учится, но что если одногруппники окажутся такими же детьми, как и он? Тогда ситуация с его взрослением еще больше усугубится и не завершится даже в 23 года, когда личность практически сформирована. Взросление может быть уже не наступит никогда. Данные рассуждения являются уже фактом для более развитых стран мира (и мы все ближе к ним), где часть экспертов отодвигает конец подросткового периода до 24 лет! Признавая проблему инфантилизации нынешнего поколения и его неспособность полноценно включиться в профессиональную жизнь общества.
Поэтому лучшее, что может сделать родитель для своего ребенка в этот период, это относиться к нему как к взрослому. При этом взрослое отношение к подростку не означает, что он должен становиться таким взрослым, который бросает учебу и идет на работу, заводит семью, отказывается от развлечений и путешествий. Стать взрослым для подростка, это, прежде всего, перенять у родителей ответственность за себя, за свое настоящее и будущее, чтобы самостоятельно определять свою жизнь.
2. Придерживайтесь демократического (авторитетного) стиля воспитания
Чтобы относиться к ребенку как к взрослому, достаточно придерживаться определенного стиля отношений — демократического. Распространенное представление о подростках, как о вечно спорящих и конфликтующих с родителями, является правдой, если родители придерживаются авторитарного стиля, с постоянным контролем и приказами. Если вы придерживаетесь на протяжении всего детства демократического стиля воспитания, если разговариваете и сотрудничаете с ребенком, то проблема конфликтов с ребенком, скорее всего, обойдет вас стороной.
При демократическом стиле воспитания, родитель для ребенка выступает в роли друга, старшего товарища, которого не боятся, а уважают и прислушиваются. Родитель должен уважать и признавать право ребенка право быть личностью (какой ребенок сам захочет), с собственным мнением, желаниями и взглядами, как на свою собственную жизнь, так и на мир в целом. Позвольте ребенку быть собой, сейчас он обретает свое уникальное «Я», которое нужно поддержать. Огромны и бессмысленны усилия ребенка, когда он пытается скрыть от родителей или доказать им, настоящего себя. Жизнь такого ребенка превращается в битву за родительское понимание, которая может не закончиться ничьей победой и тогда отношения будут испорчены на долгие годы. Принимайте выбор и взгляды ребенка, какими бы они не были в этот период. Если они вас категорично не устраивают, не ставьте ультиматумы и не критикуйте ребенка, говорите с ним спокойно, обратитесь к аргументам, к его «мозгу», а не чувствам. Он, может быть, и не согласится с вами сразу, но ваши аргументы останутся в его сознание и уже скоро он сменит свое мнение или значительно переработает его.
Худшее что вы можете сделать в спорной ситуации, это накричать на подростка и отдать ему ряд приказов. Поэтому избегайте приказов и выговоров. В общение с взрослым человеком, нет ничего продуктивнее, чем спокойный разговор двух равных людей. Так вы сможете донести до подростка свою позицию и попытаетесь ее изменить — через аргументы, через обращение к его разуму и взрослости. Поучений и наставлений ребенку сполна хватает в школе, он и сам знает все, что вы можете в них сказать. А вот серьезного взрослого отношения, в котором он может продемонстрировать свою ответственность и взрослость, ему явно не хватает и он жаждет, когда же к нему начнут относиться подобным образом. Дайте это ребенку.
Сотрудничайте. Будьте ребенку другом, который всегда рядом, который в случае надобности защитит, поддержит, посоветует. Сотрудничество родителя и ребенка, самая предпочтительная форма отношений. Она позволяет сполна раскрыть и сформировать качества и навыки, необходимые для успеха в 21 веке. Поэтому договаривайтесь с ребенком, он способен отлично вас понять и сам выступает за то, чтобы вы пришли к компромиссу.
3. Передайте ответственность ребенку. Поддерживайте его самостоятельность
Цель любого родителя — помочь ребенку сформироваться, как личности, чтобы в результате отправить его в собственный путь. Эта цель растягивается на многие годы и может завершиться с поступлением ребенка в университет, на работу, вступлением в брак. А может не завершиться никогда. И уже ставший взрослым ребенок, будет всегда рядом с вами, так и не сумевши обрести самостоятельность. Чтобы этого не произошло, позвольте ему формировать самостоятельность и ответственность за собственную жизнь.
Наши рекомендации:
- Отдайте ребенку ответственность за себя. Пришло время переложить на ребенка его функции и ответственность. Не в таких вопросах как самообслуживание, уборка комнаты, выполнение домашних заданий и пр., это все для него естественно и уже наступило. А в вопросах подразумевающих ответственность за свою настоящую и будущую жизнь. Выбор школы, выбор специализации в классе, выбор дополнительных занятий, выбор друзей, выбор увлечений, выбор профессии и прочее прочее, все, что относится к выбору содержания его жизни.
- Перестаньте выбирать за ребенка. Выбор различных вариантов, также как и выбор варианта «не выбирать», это и есть ответственность за свою жизнь. Когда подросток сам не выбирает, он отдается воли случая, воли родителей и друзей. Когда ребенок выбирает сам, он и только он, берет ответственность за себя. Выбор — это тяжелая умственная работа, приходится думать какой вариант наиболее подходящий, а иногда и какой наименее худший.
Когда же родители все решили, все организовали, ребенку ничего не остается, как расслабиться и положиться на родителей, спокойно ждать их новых указаний. При таком варианте, у ребенка не будет мотивации достигать чего-то, а в случае неудачи, он просто скажет – «Я и не хотел, это вы меня заставили, это вы решили, значит, вы и виноваты в моем провале». Сказать подобное, ребенок может в самый неподходящий момент, например в 23 года, когда он с трудом закончит учебу, проработает пару месяцев и уйдет с работы как полностью некомпетентный. Ведь он учился и получал знания не для себя и своей будущей жизни, а для родителей, которые выбрали за него предметы ЕГЭ, выбрали за него ВУЗ и пристроили без его усилий.
Родителям важно понять, что определять свое будущее может и должен, только ребенок. Только он знает себя настолько хорошо и непредвзято, чтобы суметь сделать наиболее подходящий для себя выбор, который менее вероятно будет ошибкой. Родитель же может помогать — советовать, показывать различные варианты, разъяснять перспективы, предупреждать о подводных камнях, но выбор, должен оставаться только за ребенком. Когда ребенок поймет, что вы не собираетесь управлять его жизнью и что-то решать в ней, что его жизнь отныне лишь в его руках, тогда он серьезно задумается о том, к чему ведет его настоящее и что ждет его в будущем.
- Дайте свободу, а не запреты. Свобода — это ответственность, пробы и ошибки. Подростки в данный период часто экспериментируют со своей внешностью и интересами, постигают новое. Лучше если такие эксперименты проходят пока он рядом с вами, пока он ходит в школу, пока он в относительно безопасной окружающей среде друзей и знакомых. Так вы сможете его подстраховать. Ведь все что может произойти, произойдет без ваших разрешений и скорее всего, вы даже не узнаете об этом. Поэтому единственный выход обезопасить ребенка от самого себя, это формировать с детства ответственность за свою жизнь. Формировать в нем убеждение, что только он решает, кем ему быть и как действовать. Что он может выбрать любой путь и за свой выбор он будет нести ответственность, прежде всего перед собой.
Чем ребенок самостоятельнее, тем больше у него уверенности в себе. Он реалистичнее оценивает свои способности, он знает свои границы и возможности. Он готов активнее развиваться и выбирать для себя только лучшие жизненные пути, например, поступать в лучшие вузы в лучших городах. Самостоятельная жизнь вдали от родителей его не пугает, а скорее вдохновляет, так как это вызов для него, это шанс раскрыть свой потенциал и открыть новый мир.
Самостоятельность и ответственность за себя, это отличные способы тренировать префронтальную кору (область мозга), которая активно формируется в период подростковости. Она отвечает за такие важные функции как: планирование, самоконтроль, организованность, способность делать выводы, прогнозировать будущее, критическое мышление и т.д. Эти функции формируются в мозге человека самыми последними и требуют активной тренировки, поэтому некоторые люди их просто не успевают развить. По этой же причине, они имеют столь важное значение для успеха в современном мире.
4. Поощряйте общение и социальные связи
Ребенок исследует социальный мир, культуру, чувства и отношения между людьми, их интересы. Одна из главных задач подростковости — стать частью группы, активно прожить отношения между ее участниками. Дружба, любовь, предательство, заговоры, равнодушие, лидерство, изгнание, кто с кем общается, кто кому нравится и т.п., все для ребенка сейчас крайне важно и серьезно. Общение со сверстниками это отличный способ для познания мира и развития эмоционального интеллекта (EQ). Успех в любом возрасте и в большинстве видах деятельности, все больше зависит от эффективности взаимодействия с людьми. То насколько человек хорошо разбирается в своих эмоциях, насколько может управлять ими, хорошо распознавать эмоции и намерения других людей. Чтобы взять все возможное от данного этапа, достаточно следовать простым рекомендациям:
- Поощряйте интересы ребенка и общение с другими детьми, как в школе, так и после нее. Особое значение для подростка представляет общение, связанное с культурой и общественной жизнью: мода, музыка, спорт, компьютерные игры, кино, живопись, литература, политика, различные социальные течения и убеждения (ЛГБТ, феминизм, веганство и т.п.), и многое другое. Подросток пытается объять разные темы и стремится приобщиться к группам по своим интересам. Ему важно быть не одному, а именно в группе людей с такими же интересами. Лучше если это будет в реальной жизни, а не в социальных сетях. Чтобы стимулировать живое общение, интересуйтесь предпочтениями ребенка и как вы можете ему помочь. Например, отвезти его вместе с друзьями на встречу любителей аниме или вместе посетить выставку, где ребенок сможет найти новые знакомства, или помочь ребенку организовать собственную встречу фанатов. У ребенка должны быть возможности реализовывать свои потребности в общении.
- Не запрещайте ребенку общаться с другими детьми. Вначале подростковости для большинства детей общение и дружба важнее учебы. С этой особенностью развития не нужно бороться. Учеба в этом возрасте никуда не пропадет, и ребенок всегда сможет ее наверстать (при личной заинтересованности). Сейчас важнее сполна познать мир отношений между людьми: первую влюбленность, дружбу, разочарование, общность и пр. Ребенок проживет этот всплеск, успокоится, и примется снова за учебу.
- Если вы боитесь, что ребенок примкнет к плохой компании, то наверняка у него много свободного времени от того, что нет серьезного увлечения вне школы. Не стоит запирать его дома и лишать средств связи (телефона, интернета). Лучше дать ему возможность приобщиться к хорошей компании. Хорошая компания состоит из детей с продуктивными интересами, у которых просто не остается сил и времени на бездумное шатание и поиск авантюр. Практически у каждого подростка есть увлечения и тяга к общению, и их важно соединить вместе — вовлечь ребенка в круг детей с такими же интересами. Группа сверстников с общим интересом, что может быть лучше для ребенка в этот период? Наполненная и интересная жизнь, сама обезопасит ребенка от плохой компании, т.к. ему она будет казаться примитивной и неинтересной.
- Позвольте ребенку проводить время наедине. Так у него будет возможность остаться один на один со своими мыслями и переживаниями (которых сейчас очень много), чтобы лучше осознать их.
Эмоциональный интеллект, контроль над своими эмоциями и поведением, можно улучшать, только через общение с другими людьми, как с взрослыми, так и с ровесниками.
5. Поддерживайте контакт с ребенком
Ребенку не все равно до родителей, он стремится проводить с ними время, но только если они не «пилят» его учебой и советами как жить, как думать и что делать. Ему нужны интересные родители с интересной жизнью, к которым хочется тянуться и быть похожим. Если сказать словами подростка «Мне не нужны предки зануды, обламывающие мою прикольную жизнь, своей посредственностью во всем». Чтобы не стать «занудой» и поддерживать с ребенком близкую связь, следуйте простым рекомендациям:
- Не навязывайтесь ребенку. Подросток автономен и стремится проводить время с друзьями. Но у него всегда должна быть возможность побыть с вами. Находите время и желание для общения с ребенком. Сейчас он проходит важное становление в своей жизни, и у него будут возникать вопросы к вам. В такие моменты искренне интересуйтесь жизнью ребенка. Если родитель готов слушать, то подросток часто готов обсудить с ним свои переживания, отношения с друзьями, поделиться своими увлечениями. Это и есть те короткие, но глубокие мгновения, когда вы можете помочь ему в развитии.
- Разделяйте с ребенком его чувства. Когда ребенок расстроен, переживает трудности с друзьями или в школе, важно поддержать его именно эмоционально, но только если он готов к этому. Утешьте его, скажите, что все хорошо, что вы понимаете, что он чувствует, можете привести пример из своей жизни т.п. Не столь важно решить проблему ребенка, как просто эмоционально поддержать его. Обсуждение и совместное прожитие чувств, помогает ребенку научиться лучше понимать свои переживания и регулировать эмоции.
- Не живите с ребенком в параллельных мирах. Хотя ваше общение стало реже, чем раньше, но от этого вы не перестали быть друзьями. Иногда предлагайте ребенку провести вместе выходные, сходить в гости к интересным людям, посетить привлекательные для него мероприятия (концерты, выставки, лекции и пр.), отправиться в путешествие и т.п. Показывайте все разнообразие социального мира, раздвигайте рамки его восприятия. Помните, что предложения должны быть интересны самому ребенку.
- Искренне интересуйтесь увлечениями ребенка. Одно из «занудных» что вы можете сделать для ребенка, это попытаться навязать ему свои вкусы и предпочтения. Он вряд ли проникнется ими, и вы только создадите пропасть непонимания. Лучше попробуйте его интересы и предпочтения в культуре. Уважайте его выбор, каким бы непонятным он вам не казался.
- Разговаривайте на серьезные темы. Ему интересны многие острые и сложные темы, вроде политики, социальных проблем, нравственности, технологий, будущего. Подросток обладает абстрактным мышлением и может здраво рассуждать. Он может не брать во внимание некоторые аспекты из взрослого мира, так как у него нет опыта, но для этого вы и нужны. Вы сможете ненавязчиво передать ему знания о взрослой жизни и потренировать его критическое мышление. К серьезным разговорам также можно отнести и обсуждение планов ребенка на жизнь, к чему он стремится, кем хочет стать, как планирует этого достигнуть и т.п. Если подросток готов посвятить вас в свои планы, это хороший признак. Главное не пытайтесь навязать ему свою точку зрения. Продуктивнее обращаться к его разуму и выводить на здравые рассуждения, а не давать готовый ответ.
- Будьте примером поведения. Хотя вы все меньше проводите время вместе, вы каждый день встречаетесь дома, и от этого остаетесь образцом поведения. А ребенок лучше всего усваивает модели поведения, которые наблюдает в реальности. И никак не те, которым вы учите на словах.
6. Выберите индивидуальный путь в образовании
- Родителю не стоит забывать, что жизнь ребенка не должна вращаться вокруг школы. Не ребенок нужен школе, а школа нужна ребенку. Что от нее взять и в каком формате, зависит от потребностей родителей и ребенка. Современная школа мало чем отличается по содержанию и методам от школы прошлых столетий. Начиная с начала 20 века, во всем мире доля образования получаемого от школы, становится все меньше. Происходит распределение источников знания, все больше вклад в развитие ребенка и успешность его будущего, вносят различные дополнительные занятия вне школы. Образование ребенка должно быть индивидуализировано — исходить из его интересов и способностей, направленности его личности, а потому строиться под каждого ребенка индивидуально. Не нужно полностью перекладывать функцию развития ребенка и построение его будущего на школу, забывая о своем ребенке до выпускных классов — когда нужно выбирать предметы для сдачи ЕГЭ. Когда ребенок определится с выбором жизненного пути (соответственно и с предметами ЕГЭ), целесообразность большинства предметов отпадет. Не заставляйте его учить такие предметы ради оценок и статуса отличника. Всю эту информацию, он все равно забудет, а время на изучение действительно важных предметов и на развитие вне школы будет упущено. Сосредоточьтесь на главном для ребенка.
- Помогите ребенку понять себя. Школа не центр жизни ребенка. Центр жизни сам ребенок. Осознание себя, своего пути, важнее, чем зазубривание предметов ради оценок. Если ребенок не знает себя, свои способности, таланты и желания, то он не просто ошибется с выбором будущего учебного заведения, а станет несчастным человеком. Выходом из этого является познание ребенком самого себя: на что направлены интересы ребенка и чем он хочет заниматься, какие у него есть возможности и способности.
- Позвольте ребенку исследовать свои интересы. Мир настолько огромен, сложен и интересен, что школа не способна полностью показать всю его насыщенность. И ребенок должен самостоятельно открывать новые грани мира, изучать, чем бы он мог заниматься. Он может в спокойном темпе постоянно экспериментировать со своими интересами на протяжении практически всего периода подростковости, все больше углубляясь и разбираясь в себе. Нельзя понять, что ты имеешь к чему-то интерес и задатки, не узнав и не попробовав это. Поэтому поддерживайте действия ребенка по изучению мира профессий и различных увлечений. Не стремитесь в самом начале поиска остановиться на чем-то одном, испробуйте много и много вариантов. Лишь перепробовав много, разобравшись, что нравится, а что нет, можно понять себя и сделать оптимальный выбор. Школа это элементарные навыки для жизни, но выбор увлечения (а значит и профессии) это и есть сама жизнь.
- Помогите с выбором профессии. Этап подростковости не мыслим без выбора жизненного пути и профессии для дальнейшего обучения. Этот выбор предначертан системой каждому ребенку, и выходов только два. Первый вариант «детский» — отстранится от данной проблемы, предоставив выбор случаю или родителям. При этом варианте результат редко бывает удачным. Второй вариант «взрослый» — взять на себя ответственность и приступить к активному поиску подходящей профессии. Родитель может немного помогать ребенку. Например, предложить ребенку самостоятельно подумать над тем, не хочет ли он свои увлечения перевести в реальную профессию или не хотел бы он посетить вашу работу и познакомиться с различными рабочими местами. Главное, чтобы ребенок делал самостоятельные усилия и размышления в поиске профессии для себя, а не получал готовые списки профессий от вас.
Подробнее о выборе профессии и как родитель может помочь ребенку, мы поговорим в одной из следующих статей.
- Развивайте способности и предпочтения. Когда ребенок уже хорошо знает что ему интересно, а что нет, что у него получается хорошо, а что плохо. Следует выбрать более узкий (специализированный) путь развития. Например, если он любит и успешно овладевает математикой, углубляйтесь в данную тему и пробуйте кружки математики, и связанные с ней области (программирование, механика, робототехника и т.п.). Способности ребенка не должны замедляться из-за школьной программы, которая рассчитана на усредненного ученика. Замедление и однообразие обучения (когда приходится решать сотни однотипных задач снова и снова), приводит способного ребенка к скуке и апатии. Ему нужно повышать темп обучения и сложность, чего обычная школа дать не может. Помогите ему увидеть и раскрыть свои способности: запишитесь в по-настоящему хороший кружок (а не в ближайший к дому), поощряйте самостоятельную исследовательскую деятельность, предоставьте учебники (или средства на их покупку) и другой материальный материал для самостоятельного изучения, посещайте тематические мероприятия и пр. Ребенок может перейти в более специализированные учебные заведения, например лицеи или школы при Вузах. Направляйте развитие ребенка в нужное русло, исходя из его способностей и интересов, это поистине сделает его жизнь насыщенней и продуктивней, обеспечит его прекрасным будущим.
- Не давите на ребенка учебой. Обеспечьте ему полноценный отдых и возможность заниматься тем, что ему действительно интересно. Ребенок не должен ненавидеть школу и учебу. Ему этот процесс предстоит еще не один десяток лет. Помните, что не все школьные предметы и знания важны для реальной жизни и успеха в ней. Быть отличником по всем предметам, тратить на домашние задания десятки часов, чтобы в очередной раз решить очередную сотню однотипных заданий, и добиваться успеха в реальной жизни — это разные пути. Школьные знания, как и любые другие знания, устаревают. И нет причин все учить и помнить как в прошлые века. Важнее уметь находить нужное знание и критически его обрабатывать. Подходите к учебе ребенка серьезно и разумно, избегайте шаблонных решений, например, не заставляйте его учить ненужное, чтобы лишь стать отличником. Школа оценивает лишь малую часть — знания, полученные в рамках школьных предметов, но она не способна оценить человека, его способности, увлечения и направленность, она не предсказывает по оценкам будущее ребенка. Берите от школы только то, что нужно вашему ребенку.
- Откажитесь от гендерных стереотипов. Обывательские представления, что девочки не способны к математике и потому плохо понимают ее, или что мальчики не могут играть в театре и т.п. — вредны для ребенка. Подобные гендерные убеждения родителей и родственников, способны в результате привести к проблемам во взрослой жизни ребенка. Например, неуверенность в своих способностях в ряде занятий у девочек, или неспособность проявлять эмоции у мальчиков. Гендерные стереотипы часто заставляют детей, даже с выраженными способностями, отказаться от выбора той или иной профессии (например, отказ девочек от технических специальностей и точных наук). Такие стереотипы созданы обществом и не имеют под собой реальных оснований. Человек любого пола имеет способности и право заниматься любой профессией.
7. Поддерживайте положительную самооценку ребенка
Самооценка ребенка зависит от двух факторов. Первый — это внешние оценки, как воспринимают и что говорят о ребенке другие дети, родственники, учителя. Второй — это восприятие самого себя, на основе своих действий, успехов, неудач, переживаний. Родитель может воздействовать на оба этих фактора:
- Поддерживайте теплые и крепкие отношения с ребенком, сохраняйте доверие. Надежный тыл и любовь семьи, всегда придают уверенность и положительное отношение к себе. Ребенок не должен ощущать себя одиноким и брошенным в этом мире, у него должна быть возможность обратиться к вам с любой проблемой, зная, что от вас, он получит поддержку и помощь, а не выговор.
- Помните про утомляемость подростка в пубертатный период. Вначале подростковости происходит быстрый рост всего организма, ребенок становится вялым, неуклюжим, быстро устает и долго спит. Это нормальные явления и они скоро пройдут. Делайте поблажки для ребенка в этот период и не говорите обидного.
- Будьте аккуратны с заявлениями о внешности ребенка. Подростки очень восприимчивы и очень беспокоятся о своей внешности. Даже если родителям кажется, что у ребенка все хорошо с внешностью, для ребенка это может быть не так. Поэтому откажитесь от любых шуток про внешний вид, лучше похвалите – «Хорошо выглядишь», «Возмужал», «Красивая прическа» и т.п.
- Признавайте и хвалите успехи ребенка. У подростка сильная потребность в признании и уважении, которую нужно поддерживать. Замечайте успехи ребенка и хвалите его. Важно в похвале обращать внимание не столько на то, какой ребенок способный и молодец, а на то, что стало причиной его успеха — его усилия и работа. Таким способом вы сможете выработать у ребенка позицию, что успех приходит благодаря усилиям, которые можно развивать, а не врожденным способностям.
- Не увлекайтесь критикой ребенка. Если ребенок допустил ошибку, обсудите ее спокойно и один раз, максимально отстраненно от личности ребенка. Не нужно постоянно возвращаться к его промахам, и обобщать по ним качества и личность ребенка (если совершил ошибку, не значит что глупый). Так вы проецируете единичное поведение в определенной ситуации на всю его личность. Страх перед замечаниями взрослых, парализует любую активность ребенка. И он стремится избегать занятий, к которым «не способен». Тогда как вдохновленный родительской верой в свои способности, он может стараться изо всех сил и добиваться успеха, даже там, где у него никогда не получалось.
- В случае неудач объясняйте ребенку, что каждый человек в чем-то лучше и хуже других. Что нельзя быть лучшим во всем. Но всегда можно стать лучше, приложив усилия.
- Признавайте свои ошибки. Не бойтесь признать свою ошибку, и не скрывайте ее от ребенка. Позвольте ребенку поправить вас. Это позволит снять с ребенка страх неудачи и поможет ему больше рисковать. Ребенок должен знать, что ошибка это нормально и что учиться нужно всю жизнь, даже взрослому, а в случае неудачи — пытаться еще и еще раз.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми или взрослыми. Он не должен равняться на детей ваших друзей или вас в детстве. У него свой уникальный жизненный путь и он абсолютно другой человек. Такие сравнения способны лишь вызвать чувство вины, что негативно скажется на уверенности и инициативности ребенка.
- Сравнивайте ребенка только с самим собой. «Вчера ты был лучшим только в своем классе, а сейчас готовишься к экзамену в одном классе с самыми способными детьми нашего города». Ребенок должен видеть, и гордиться своим прогрессом в развитии.
- Откажитесь от общих фраз, ярлыков и оценок ребенка. Такие фразы токсичны и программируют ребенка, задавая определенные рамки поведения. Никаких: «руки-крюки», «весь в отца», «нечего было и пытаться», «правильно про тебя учительница говорит», и тысяч других фраз.
8. Получайте удовольствие от воспитания
Общение с подростком может быть таким же приятным делом, как и общение с друзьями, главное наслаждаться самим процессом. Тогда вы сможете передать ребенку больше опыта и знаний, укрепите с ним отношения, и выработаете у него эффективную модель взаимодействия с людьми. Подросток это уже взрослый, который отлично понимает взрослый юмор, рад обсудить любую интересную тему и поговорить о жизни.
9. Гордитесь самостоятельностью и личностью ребенка
Он становится все более независимым, а значит взрослым. Именно это является результатом родительства. Ваш ребенок стал взрослым человеком и отправляется в собственный путь. Теперь он может сам о себе позаботиться. А вам остается радоваться за него, за свои успехи в воспитании, и думать, куда потратить освободившееся время.