Продолжение — принципы эффективного развития в 3-6 лет

Первая часть принципов развития 3-6 лет.

 

8. Внесите игру в жизнь ребенка.

  • Обеспечьте возможность играть с другими детьми. На данном этапе большое влияние оказывает игра со сверстниками и родители должны всячески обеспечивать такую возможность своим детям. Приводить ребенка в детский сад или частный детский центр (но там где он сможет играть с детьми, а не сидеть за партой), на детскую площадку, в гости к детям ваших друзей и родственников и т.п.
  • Игра, это любимая деятельность ребенка, в ней он ощущает свою компетентность и уверенность. Когда ребенок приглашает вас поиграть, то помните, что это вы присоединяетесь к его игре, а не он к вашей. Поэтому оставьте за ним роль инициатора основных действий, а сами слушайтесь его правил, и придерживайтесь назначенной вам роли. Вы лишь можете предложить ребенку помочь с реквизитом для игры, например, создать из подушек замок, или вырезать из картона мечи. Помните, в игре важен процесс, полет воображения, а не достоверность или результат. Совместная игра это отличный шанс побыть с ребенком, узнать изнутри его жизнь, посмотреть, как проходит его развитие.
  • Позвольте ребенку спокойно играть. Игра дает ребенку ощущение подконтрольности ситуации. В игре он расслабляется и обретает спокойствие, в том числе благодаря отсутствию коммуникации с другими людьми. Игра порой нужна ребенку для отдыха и расслабления, как нам отдых после работы. Ребенок часто играет сам с собой, используя свое воображение (режиссерские игры). Он воспроизводит определенные сценарии с игрушками, разворачивает целые события, осуществляя свои замыслы. Такие игры помогают развивать устойчивость внимания и когнитивные функции. Важно, зря не тревожить ребенка и не прерывать такие игры. Позвольте ему завершить их (иногда обед или прогулка могут подождать).

развитие эмоционального интеллекта в младшем возрасте

9. Развивайте эмоциональный интеллект (EQ).

В настоящее время, успех в любом возрасте и в большинстве видах деятельности, все больше зависит от эффективности взаимодействия с людьми. Насколько человек хорошо разбирается в своих эмоциях, насколько может управлять ими, хорошо распознавать эмоции и намерения других людей. Ребенок в данном возрасте, активно постигает всю широту мира человеческих переживаний и отношений. Чтобы взять все возможное от данного этапа, достаточно следовать простым рекомендациям:

  • Предоставьте возможность играть с другими детьми. Основным совместным занятием детей данного возраста выступает ролевая игра. Игра, в которой дети самостоятельно устанавливают сюжет, и правила, за выполнением которых они активно следят. Ролевая игра лучший способ для развития социальных навыков ребенка, так как в ней, дети постоянно находятся в контакте между собой. Еще до начала игры им нужно договориться о правилах и ролях, а это часто приводит к спорам, которые нужно разрешать. Например, дети хотят играть одну и ту же роль, но двух «Человеков-пауков» быть не может, и дети это знают. Им приходится договариваться о том, кто будет «Человеком-пауком», а главное почему. Дети учатся разрешать такие конфликты не только через обсуждение, но и путем давления или запугивания другого. Наступает тот этап, когда полностью раскрывается воспитание ребенка, какие модели поведения он почерпнул из семьи. Если это были приказы и угрозы, то ребенок будет также поступать и с другими детьми, если родитель воздействовал на ребенка через обсуждение, то такого метода будет придерживаться ребенок. В споре каждый ребенок проявляет лишь то, что усвоил благодаря родителям.

В общение с другими детьми, ребенку встречаются многие модели поведения, некоторые даже впервые. Он активно пытается их понять и выстроить свой метод реагирования. Например, агрессивных детей обходить стороной и игнорировать, или отвечать «ударом на удар». Ребенок живет в мире людей со всем его разнообразием, к которому он должен адаптироваться, выстроив эффективные модели реакций. В процессе взаимодействия с другими детьми, у ребенка возникает потребность в уважении с их стороны. Ему важно чувствовать, что другие дети хорошо к нему относятся, обращают на него внимание, считаются с его мнением. В это время в детских группах уже существуют свои любимчики, лидеры и изгои. Дети следят за поведением и достижением других детей, подмечая различия с самими собой. Нередко общение детей между собой приводит к первой дружбе, которой свойственны определенные эмоции и ожидания. Ребенок открывает внутренний мир других детей, учится понимать их, и от этого лучше понимает себя.

Совместные игры помогают ребенку полностью погрузиться в сложный мир человеческих отношений. Родитель не должен избегать общения своего ребенка с другими детьми, ведь скоро ему предстоит ходить в школу, где большинство детей будут уже хорошо адаптированы к отношениям между собой. Начните адаптацию ребенка к общению с раннего детства, с детьми одного возраста и положения.

  • Создайте опыт самостоятельного общения. Важно создавать ребенку опыт находиться продолжительное время без родителей в кругу других людей, уметь не теряться в таком положении. В начале, лучше быть на расстоянии. Например, на скамейке в детском парке, чтобы ребенок постепенно привыкал к вашему отсутствию, но всегда мог обратиться к вам за поддержкой. Со временем можно оставлять ребенка одного на некоторое время в знакомых ему детских центрах или детском саду, увеличивая время вашего отсутствия. Нахождение ребенка одного в кругу незнакомых или малознакомых людей вызывает у него стресс, который необходимо сглаживать и проживать. Поэтому важно поддерживать с ребенком доверительные отношения и эмоциональную связь, чтобы он всегда мог поговорить с вами, рассказать о своих чувствах, страхах и переживаниях. Обсудить с вами получаемый за день опыт и впечатления. Такой опыт необходим ребенку, чтобы он мог самостоятельно приобщаться к миру других людей, выстраивать с ними отношения.
  • Начните посещать подготовительные классы за некоторое время до школы. Это нужно для психологической подготовки ребенка к условиям школьной среды, чтобы он мог заранее привыкнуть к ним. Даже если ваш ребенок уже знает арифметику и азбуку, и не ходит в детский сад, то не отказывайтесь от посещения подобных центров. Для изучения вы можете выбрать еще не освоенный материал. Важно показать ребенку подобие той среды, в которой ему предстоит находиться в ближайшие 11 лет, чтобы еще до школы, он был морально готов к ней. Сформировать в нем понимание того, что его жизнь не заканчивается игрой и ему предстоит длительное обучение со сменой привычной для него среды.
  • Разделяйте с ребенком его чувства. Постоянно разделяйте переживания и чувства ребенка. Так он лучше научится понимать и контролировать свои эмоции. Это поможет укрепить ваши с ним отношения.
  • Поддерживайте эмоционально. Когда ребенок расстроился и обиделся, важно эмоционально поддержать его. Утешьте его и прижмите к себе. Скажите, что вы понимаете, что он чувствует. Так ребенок сможет обратить внимание на свои переживания и осознать их. Негативных эмоций не нужно избегать, их нужно прожить.
  • Обсуждайте с ребенком его чувства и чувства других людей. Ребенок уже способен испытывать такие сложные чувства как ревность или зависть, и действовать на их основе. Но ему пока трудно понять их, и родителю важно суметь разглядеть в нем такие чувства, обсудить их с ним, помочь разобраться в их природе. Ребенок начинает понимать, что бывают хорошие и плохие поступки, что они могут вызывать разные чувства у других людей, иногда неприятные. Родитель должен помочь ребенку сформировать модель приемлемого поведения. Объяснив, что можно делать, а что нельзя и главное почему.

Осознания собственных чувств, можно добиться путем обращение к ним. Когда ребенок испытывает обиду, важно поговорить с ним об этом. Спросите, что он чувствует, от чего этого произошло, как ему можно помочь прожить это чувство. Обсуждайте чувства других людей, родственников и друзей ребенка, например — «Что чувствует твой друг, когда ты отнимаешь у него игрушки?». Это важно, так как поможет ребенку понять всю сложность человеческих отношений, что действия одного человека, могут вызывать эмоции у другого.

  • Останавливайте действия ребенка, если они мешают другим. Объясняйте при этом причину, почему нельзя так себя вести, что в это время испытывает другой человек. Ребенок должен уважать чувства и покой других людей.
  • Поддерживайте эмоциональные проявления. Уже в 4-5 лет, ребенок может заботиться о вас, спрашивать как ваши дела, интересоваться вашими чувствами и жизнью. Не отказывайтесь отвечать ребенку на такие вопросы. Родитель является наиболее близким человеком для ребенка, которого он лучше всего знает, и это позволяет ему глубже проникнуть в чувства и переживания. Чем лучше ребенок поймет ваши чувства, тем лучше он поймет себя.
  • Позвольте ребенку проводить время наедине. У него будет возможность остаться один на один со своими мыслями и переживаниями, и лучше осознать их.

Помните, что эмоциональный интеллект, контроль над своими эмоциями и поведением, можно улучшать, но только через общение с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми.

ребенок играет с другими детьми

 

10. Поддерживайте положительную самооценку ребенка.

Самооценка ребенка зависит от двух факторов. Первый — это внешние оценки, как воспринимают и что говорят о ребенке другие дети и взрослые. Второй — это восприятие самого себя, на основе своих действий, успехов, неудач, переживаний. Родитель может воздействовать на оба этих фактора:

  • Поддерживайте теплые и крепкие отношения с ребенком, сохраняйте доверие. Надежный тыл и любовь семьи, всегда придают уверенность и положительное отношение к себе. Ребенок не должен ощущать себя одиноким и брошенным в этом мире, у него должна быть возможность обратиться к вам с любой проблемой, зная, что от вас, он получит поддержку и помощь, а не выговор.
  • Признавайте и хвалите успехи ребенка. У ребенка появилась потребность в признании и уважении от взрослых, которую нужно поддерживать. Замечайте успехи ребенка и хвалите его. Важно в похвале обращать внимание не столько на то, какой ребенок способный и молодец, а на то, что стало причиной его успеха — его усилия и работа. Таким способом вы сможете выработать у ребенка позицию, что успех приходит благодаря усилиям, которые можно развивать, а не врожденным способностям.
  • Не увлекайтесь критикой ребенка. Если ребенок допустил ошибку, обсудите ее спокойно и один раз, максимально отстраненно от личности ребенка. Не нужно постоянно возвращаться к его промахам, и обобщать по ним качества или личность ребенка. Если он капризничает, не называйте его капризным или «плаксой», если он совершил ошибку, не говорите что он глупый. Так вы проецируете единичное поведение в определенной ситуации на всю его личность. Страх перед замечаниями взрослых, парализует любую активность ребенка. И он стремится избегать занятий, к которым «не способен». Тогда как вдохновленный родительской верой в свои способности, он может стараться изо всех сил и добиваться успеха, даже там, где у него никогда не получалось.
  • Признавайте свои ошибки. Не бойтесь признать свою ошибку, и не скрывайте ее от ребенка. Позвольте ребенку поправить вас. Это позволит снять с ребенка страх неудачи и поможет ему больше рисковать. Ребенок должен знать, что ошибка это нормально и что учиться нужно всю жизнь, даже взрослому, а в случае неудачи — пытаться еще и еще раз.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми или взрослыми. Он не должен равняться на детей ваших друзей или вас в детстве. У него свой уникальный жизненный путь и он абсолютно другой человек. Такие сравнения способны лишь вызвать чувство вины, что негативно скажется на уверенности и инициативности ребенка.
  • Помогите сохранить уверенность. В случае неудач, объясняйте ребенку, что каждый человек в чем-то лучше и хуже других. Что нельзя быть во всем лучшим. Но всегда можно стать лучше, если приложить усилия.
  • Сравнивайте ребенка только с самим собой. «Вчера ты еще не мог попасть в это кольцо мячом, а сегодня уже можешь, молодец!». Ребенок должен видеть, и гордится своим прогрессом в развитии.
  • Откажитесь от общих фраз, ярлыков и оценок ребенка. Такие фразы токсичны и программируют ребенка, задавая определенные рамки поведения. Никаких: «бестолочь», «руки-крюки», «весь в отца», «нечего было и пытаться», «правильно про тебя воспитательница говорит», и тысяч других фраз.
  • Никогда, ни при каких обстоятельствах, не говорите про ребенка оскорбительных и обобщающих фраз. Например: «неумеха», «глупый», «в кого ты такой» и т.д. Если вы постоянно критикуете личность ребенка — ничего хорошего от него не ждите.
  • Не пугайте ребенка страшилками. Различные монстры, домовые, «бабайки», «Баба-яга» и все остальные негативные персонажи, не идут на пользу ребенку. Его воображение на данном этапе очень активно, ребенок путает воображение с реальностью, потому воспринимает их всерьез. От этого он способен испытывать сильное напряжение и страх. Не вводите подобных персонажей даже для воспитания — запугивание очень плохой метод.

чтение в раннем возрасте

11. Включите в жизнь ребенка азбуку и математику.

У ребенка все больше проявляется произвольность поведения и внимания, растут возможности когнитивных функций. Наступает период, когда чтение и математика, становятся доступными для большинства детей. В настоящее время школы выдвигают неофициальные требования к поступающим, чтобы к первому классу дети уже были знакомы с алфавитом и чтением, знали цифры. Чтобы помочь ребенку овладеть ими до школы в неспешном и увлекательном темпе, достаточно придерживаться несложных советов и уделять ребенку время:

  • Читайте ребенку и вместе с ним. Самый дешевый, простой и эффективный способ (помимо разговоров) развития внимания, речи и эмоционального интеллекта — это чтение. Чтение также приобщает ребенка к человеческим отношениям, позволяет лучше понять эмоции других людей и свои собственные. Позвольте ребенку по ходу чтения, придумывать продолжение историй, альтернативные концовки, соотносить себя с героями, собственным опытом и пр. Важно с детства приобщать ребенка к чтению, читая различные рассказы, сказки, стихи. Помимо известных из детства произведений, существует и множество современной детской литературы, которая будет интересна и самим родителям.
  • Знакомьте ребенка с буквами. До 5,5-6 лет учить буквы целенаправленно не имеет смысла, только если ребенок сам не рвется их узнать, в таком случае, не стоит сдерживать его энтузиазм. На раннем этапе дошкольного возраста, достаточно просто вводить ребенка в мир букв, рассказывать и показывать ему различные буквы, как они звучат, как из них складываются слова. Показывать их в тексте при совместном чтении, побуждать ребенка повторять их в игровой форме, спрашивать какие еще слова начинаются на такую же букву, отыскивать ее в других словах текста и т.д. Также вы можете побуждать ребенка писать уже выученные буквы. Например, подписать вместе рисунок для папы. Главное никакого принуждения ребенка. Нет смысла в раннем научение чтению и письму, если ребенок сам не проявляет к этому интерес. Они только отобьют у ребенка желание учиться.
  • Знакомьте ребенка с математикой. Стоит сразу отметить, что математика это, прежде всего отношения объектов, а не цифры.

Как мы уже говорили, ребенок в 2-3 года имеет «интуитивное понимание» числа, чтобы начать приобщаться к простейшей математике. Развивайте эти способности, познакомьте ребенка с цифрами и их смыслом, что они означают, и какую функцию несут. Считайте с ним машинки, кусочки фруктов на тарелке, число пуговиц на кофте и т.п. Включите математические операции, например сравнение — «В какой коробке больше конфет? А давай теперь проверим, посчитав их». Объясняйте такие понятия как: целое, половина, четверть, длина, много, мало и т.п. Все это можно показывать на наглядных примерах.  Вводите измерительные приборы, такие как часы, линейка или любой часто используемый ребенком предмет. Например, можно посчитать рост ребенка при помощи длины его любимой куклы, сколько кукол ребенок высотой. Математику, как и творчество, всегда можно найти в повседневной жизни ребенка и превратить ее в игру.

Не забудьте и про геометрию, ведь ребенку уже знакомы фигуры и действия с ними. Покажите, как устроены предметы и окружающий мир на ее основе, например — «Тарелка круглая, потому что у нее нет углов, а где у нас в комнате есть еще круглые предметы? Пойдем на улицу, поищем их и там». Это же касается и физических свойств объектов — «Какая длинная палка», «Какое тяжелое ведерко с песком».

Делать выбор, это тоже чистая математика. Ребенок часто делает сравнение чего он хочет больше, равняется ли одно желание другому. С развитием мышления, операции становятся сложнее, и ребенок начинает задумываться: можно ли как-то сложить два варианта и получить их сумму; можно ли выбрать из плохих вариантов, менее негативный вариант (не уйти в минус) и т.д. Такие задачи ребенок способен решать в повседневной жизни, не зная ни чисел, ни математических принципов.

Если вы предпочитаете систематические занятия чтением и математикой вне дома (в различных центрах развития), то важно сначала убедиться, что ребенок сполна прожил игровую часть детства. Чтобы он успел наполниться игрой, и даже пресытиться ей. Тогда у него будет запрос на более осознанное занятие и желание овладеть новым. Не нужно отправлять ребенка на подобные занятия как минимум до 5 лет.

 

12. Наберитесь терпения. Не ждите от ребенка немедленного результата.

Процесс становления личности, никогда не заканчивается и никогда не бывает мгновенным, в нем много повторений. Ребенку нужно время чтобы вырасти и развить себя.

 

13. Получайте удовольствие от воспитания.

Воспитание может быть таким же приятным делом, как и общение с друзьями, главное наслаждаться самим процессом. Тогда вы сможете передать ребенку больше опыта и знаний, укрепите с ним отношения, и выработаете у него эффективную модель взаимодействия с людьми.

 

14. Ограничьте гаджеты.

В настоящее время родитель стремится отвлечь ребенка, дав ему в руки телефон или планшет, не заботясь о том, что в этот момент упускает ребенок. Вместо того чтобы формировать у себя терпение и саморегуляцию, ребенок просто переключает свое внимание и замирает в пассивном просмотре цветных картинок. Упуская при этом возможности для изучения нового места, диалог с родителем, воображение и игру. Ребенок просто выпадает за границу развития, прилипая к экрану, бездумно поглощая, что на нем происходит.

Мы настоятельно рекомендуем ограничивать время пользования гаджетами до 30-60 минут в день (чем младше ребенок, тем меньше времени), и критически подходить к выбору контента и приложений. Существуют действительно хорошие мультфильмы и приложения, способные оказать положительное влияние на развитие воображения, эмоциональных и когнитивных навыков. Но и они способны оказывать полезный эффект лишь небольшой промежуток времени.

 

Стоит отметить несколько моментов, чего также нужно избегать по отношению к ребенку:

  • Минимизируйте постоянный стресс в жизни ребенка. Холодные и враждебные отношения в семье, постоянная смена обстановки, неблагоприятная среда в доме, вредные привычки членов семьи и т.п.
  • Не перегружайте ребенка различными занятиями, посещением развивающих центров, спортивных кружков. Все хорошо в меру. Перегрузка повышает у ребенка стресс, вызывает тревожность, что действует куда более вредно, чем польза от таких мероприятий.
  • Не стремитесь отдать ребенка в каждый учебный центр. Особенно заодно с детьми своих знакомых. Не поддавайтесь такой истерии и модным тенденциям. Вы всегда должны уверенно знать, зачем это нужно именно для вашего ребенка, не испытывает ли он перегрузок, и доставляет ли ему удовольствие посещение подобных мест.
  • Ребенок не демонстрационная модель. Помните про уважение личности ребенка. Не стоит заставлять его подходить и вести себя определенным образом, показывая что он умеет, для различных родственников и друзей.
  • Откажитесь от гендерных стереотипов. Обывательские представления, что девочки не должны играть в машинки, а мальчики не должны играть в куклы; девочки любят розовое, мальчики не плачут и пр., — токсичны для ребенка. Подобные гендерные убеждения, способны в результате привести к проблемам во взрослой жизни. Например, неуверенность в своих способностях в определенных занятиях у девочек, или неспособность проявлять эмоции у мальчиков.