Дошкольный период (с 3 до 6 лет включительно), начинается с окончания «Кризиса 3 лет». Результат кризиса — осознание собственного «Я», которое отделено от других людей. Осознание своих желаний, чувств и мыслей. Ребенок ощущает себя более взрослым и начинает заново выстраивать свои отношения с другими людьми, сравнивать себя с ними. Ребенок понимает, что он отличается от взрослых и пытается их имитировать, чтобы приобщиться к ним, обрести те навыки, которых у него пока нет. Ребенок повторяет их действия, привычки, манеру речи и т.д. В режиссерских и ролевых играх, он пытается разыграть взаимодействия между взрослыми, как повседневные («мама пошла в магазин, чтобы после сготовить обед»), так и профессиональные («папа шофер, развозит людей»).
Ребенок обнаруживает все больше правил и условностей, из которых состоит мир взрослых, а теперь уже и его собственный мир. Желание ребенка войти в мир взрослых, стать наравне с ними, все больше направляет фокус развития на социум. Ребенок должен разобраться в отношениях между людьми, как и по каким законам, они выстраиваются. Чтобы потом разыграть эти отношения в своих играх и овладеть социальными навыками.
Сравнение себя со сверстниками, позволяет ребенку увидеть свои отличия от остальных детей. Ребенок понимает, что он другой, не только по внешним признакам, но и по предпочтениям, мыслям, чувствам. Он начинает видеть различия между детьми и взрослыми, что каждый из них отличается от другого по многим признакам, и что он также отличается от всех них. Ребенок может начать скрывать или наоборот, более явно проявлять некоторые свои признаки. К 4 годам начинает исчезать центрация (эгоцентризм) и ребенок может посмотреть с позиции другого человека.
Ребенок начинает активнее взаимодействовать со сверстниками, у него появляются друзья. Развиваются социальные навыки и ребенок приобщается к правилам поведения в социуме. При том социум взрослых, отличается от социума детей, и ребенку приходится выстраивать разные отношения с каждым из них. В деятельности с другими детьми, активно проявляется характер ребенка, его личностные качества. Правила внутри группы, возникающие споры, помогают ему больше адаптироваться к миру людей, усвоить что позиции и желания других, могут отличаться от его собственных. В этом возрасте очень важно усвоить навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, так как в скором времени ребенок пойдет в школу.
Появившееся у ребенка «Я», еще совсем хрупкое и требует к себе бережного отношения. Активно развивается самооценка ребенка, его личностные черты, характер. Что сформируется в данный период, будет трудно изменить в будущем. Родителю стоит заранее задуматься, какие качества следует поощрять в ребенке, какое поведение стимулировать, а какое пресекать. Но бесспорным остается главное — ребенок вырос. И наш первый принцип:
1. Относитесь к ребенку все больше как к взрослому.
Ребенок активно обслуживает себя, сам принимает пищу, сам справляет нужду, сам умывается. В прошлые века ребенок уже помогал по хозяйству. Он самостоятельно изучает мир, самостоятельно играет. Может высказать свое мнение и настаивать на нем. На уровне различий в мышлении, он пока ребенок. Но на уровне действий, он уже больше взрослый, способный теперь позаботиться о себе. Все это понимает и сам ребенок, поэтому требует к себе более взрослого и серьезного отношения от родителей. Вы должны активно поддерживать такие стремления в ребенке.
2. Поддерживайте самостоятельность и формируйте личность ребенка.
Взрослое отношение, требует и взрослых действий от ребенка. И в первую очередь, ребенок становится взрослым через самостоятельность и ответственность. Цель любого родителя — помочь ребенку сформироваться, как личности, чтобы в результате отправить его в собственный путь. Эта цель растягивается на многие годы и может завершиться с поступлением ребенка в университет, на работу, вступлением в брак. А может не завершиться никогда. И уже ставший взрослым ребенок, будет всегда рядом с вами, так и не сумевши обрести самостоятельность. Чтобы этого не произошло, родитель на протяжении всего детства, должен постепенно снимать с себя ответственность за жизнь ребенка и отдавать его жизнь в его же руки. Ведь уже в школе, ребенок будет предоставлен сам себе и за ним никто не будет следить. Поэтому задача родителя ввести ребенка в социум и подготовить к самостоятельности еще до школы. Для этого:
- Снимайте с себя ответственность и заботы за ребенка, передавая ему их. Делать это нужно постепенно, не перегружая ребенка, давая ему, достаточно времени для научения. Ребенок, если он физически и интеллектуально может делать сам, он и должен делать это сам. Когда ребенок делает сам, у него вырабатывается ответственность за себя, осознание себя и своих границ. Если ребенок способен сделать сам, но не хочет, предоставьте ему возможность столкнуться с последствиями такого решения, чтобы он ощутил результат своего решения.
- Придерживайтесь темпа ребенка. Особенно в 3-4 года, очень важно не торопить ребенка, ведь он только учится совершенно новому для себя, при этом еще плохо владея своим телом. У каждого ребенка свой темп, чтобы продуктивно учиться, познавать и действовать.
- Позвольте ребенку помогать вам. Например, по дому или в хозяйстве. Передайте ребенку ответственность за порядок в его комнате (своем уголке) и привлекайте к уборке в ней, когда сами будете убираться дома. Отдельно можете поручать несложные дела.
- Давайте ребенку выбор. Задавайте ему вопросы, предоставляющие выбор: «Какой музей ты бы хотел посетить?», «Чем займемся в выходные?», «Каким видом спорта ты бы хотел заниматься?» и т.п. Когда все решения принимает взрослый, ребенок просто упускает возможность задуматься о себе и своих интересах. Он не задействует свои функции: он не думает, какой вариант лучше, почему именно такой вариант, к каким результатам этот выбор приведет. Наличие выбора приводит к развитию интеллекта, к независимости мышления, самостоятельности и ответственности за свой выбор и пр.
- Позвольте ребенку быть инициатором и определять, чем ему заниматься сегодня: во что играть, куда пойти, что надеть и т.д. Важно, чтобы ребенок чувствовал контроль над своей жизнью, вырабатывая в себе самостоятельность и уверенность. Отдавайте периодически ребенку инициативу, пускай он определяет, чем вам заниматься, а вы лишь следуйте его инициативе, так вы сможете раскрыть в нем лидерские качества с малых лет. Внимательно относитесь к интересам ребенка, уделяйте его интересам время и поддерживайте их. Не стремитесь навязывать ребенку собственные интересы.
- Помогайте ребенку. Если ребенок оказался в трудной ситуации, у него уже долго не получается что-то сделать, то предложите ему свою помощь. Однако если вы видите, что он и сам может справиться (пусть и с усилием), то ничего не делайте, пока он вас не попросит. Или пока у него будет кончаться интерес/терпение. Задача родителя — научить делать самого ребенка, а не делать за ребенка. Ребенку нужно помочь выйти на решение самостоятельно, подводя его к нужному ходу мысли или действия, а если не получается, то продемонстрировать способ решения. Обратите внимание, что данная рекомендация для тех действий, которые доступны для ребенка в данный момент, не подвергают его опасности, и вы уверены, что он сам сможет справиться.
3. Откажитесь от гиперопеки, установив единые правила и запреты для ребенка.
Когда ребенок обретает самостоятельность, помогите ему выработать ответственность за себя. Для этого откажитесь от гиперопеки и постоянного контроля за его действиями, там, где нет реальной опасности. Ребенок с трех лет все меньше времени будет проводить с вами, и все больше с другими людьми — сначала в детском саду (центре развития), потом в школе, летнем лагере, институте и т.д. Безопасность нахождения ребенка в данных учреждениях лишь иллюзия, и ответственность за свое благополучие, ложится на самого ребенка. Поэтому родитель должен научить ребенка думать о себе, не подвергает ли он сам себя опасности.
Этого можно достичь, объясняя и/или демонстрируя опасность определенных действий, а также развивая в нем критическое мышление. Объясняйте причины, и правила поведения, тогда ребенок сможет сформировать своего внутреннего цензора, и запреты будут осмыслены самим ребенком.
Установите единые правила и запреты для ребенка. Они должны быть четкими и постоянными. Если нельзя, то нельзя и точка. Запрет должен проявляться при первом нежелательном поведении. Объясните эти правила и другим членам семьи, чтобы и они следили за соблюдением их ребенком. В семье не должно быть двойных взглядов на установленные запреты. Всегда помните, что правила и запреты должны быть обоснованными, их ни в коем случае не должно быть много, их стоит вводить лишь, если это угрожает безопасности и здоровью ребенка, т.к. запреты сильно сужают возможности для развития и познания. Важно также предоставить и объяснить альтернативу, что можно другое, если это нельзя.
4. Удовлетворяйте любознательность ребенка. Любознательность проходит через все детство. Она двигатель развития, который требует постоянной подпитки.
Родитель может помочь ребенку в работе по познанию мира, расширить рамки доступного знания. Чтобы он мог усвоить то, что в силу возраста, пока не способен понять самостоятельно. Для этого достаточно придерживаться ряда рекомендаций:
- Показывайте, объясняйте и рассуждайте с ребенком. Для ребенка важно не только увидеть новое и интересное, но и понять это. Когда ребенку интересен новый предмет или вы гуляете с ребенком и что-то приковывает его взгляд, он стремится туда (или с интересом наблюдает). Подойдите поближе к предмету, пускай ребенок его посмотрит, потрогает, поизучает. Поговорите с ребенком об этом предмете, опишите его, что этот предмет делает и какое у него предназначение в мире людей, или природы, где ребенок может его еще встретить в своей жизни и т.п. Данный способ является универсальным методом научения на протяжении всей жизни. Когда ребенок уже достаточно освоил речь и определенный уровень мышления, вы можете долго разговаривать с ним, выводя беседу все на новые и новые темы, бесконечно обсуждая то одно, то другое. На протяжении всего дошкольного периода, ребенок пытается сформировать картину мира, обобщая и сравнивая объекты, выстраивая причинно-следственные связи между ними. Подобные разговоры отлично помогут ребенку в этом деле.
- Акцентируйте внимание. Обращайте внимание ребенка на различные детали. Обсуждайте и показывайте ребенку закономерности, из которых состоит наш мир. «Смотри, как ползет гусеница по ветке. Скоро она превратится вот в такой же по соседству кокон. В нем сейчас находится гусеница, которая постепенно превращается в бабочку. Через некоторое время она выберется из кокона и улетит. Давай снова придем сюда через несколько дней, и посмотрим, что произойдет».
- Вызывайте интерес у ребенка. Когда родитель увлечен определенным предметом, и ребенок это видит, то он также заражается этим интересом и проявляет к нему внимание. Вы можете пользоваться этим способом, чтобы продемонстрировать и объяснить ребенку полезные и важные для него вещи.
- Отвечайте ребенку на вопросы. По мере своего развития, ребенок все больше задается вопросами по типу: «Что это?», «Как это называется?», «Почему?» и т.п. Таких вопросов становится очень много и они очень важны для развития ребенка. Относитесь к ним с уважением и чуткостью. Это не надоедливые вопросы и отвлечение вас от дел, это формирование модели мира ребенка и его интеллекта. Вопросы это один из заложенных природой способов развития.
- Ответы должны быть правдивыми, так как из них ребенок строит реальную модель мира. И если сказать ему, что автомобили ездят на воде, а не на бензине, не удивляйтесь тому, что однажды в вашем автомобиле может оказаться вода. Если вы не знаете настоящий ответ, не бойтесь признаться в этом ребенку или не спешите придумывать небылицы. Лучше загляните вместе в энциклопедию или откройте Google, и на понятном ребенку языке все разъясните. Так вы и ваш ребенок, сможете по-настоящему узнать этот мир.
- Задавайте ребенку вопросы. Важны не только вопросы ребенка, но и вопросы родителя ребенку. Особенно те, на которые он попытается сам найти ответы, которые побуждают его размышлять. Такие вопросы, приучат его самостоятельно задаваться вопросами, и искать на них ответы. Ведь окружающий нас мир, является одним большим учителем, но только если мы сами задаемся вопросами и хотим получать на них ответы. Обратите внимание, что в вопросах для ребенка не стоит задача, чтобы он давал правильный ответ или давал его вообще. Эти вопросы предназначены: для укрепления любознательности, для запуска мышления ребенка, для переключения внимания на внутренние процессы в его голове, для формирования в нем мотивации к познанию. Навык задаваться вопросами и искать ответы, один из важнейших для успешной учебы и высокого уровня мышления.
5. Предоставляйте обогащенную среду.
Важно, чтобы ребенок мог находить для себя интересные вещи, расширять свою зону присутствия, получать новые ощущения, взаимодействовать с новыми людьми и предметами. Тогда его любознательность будет постоянно подпитываться. А когда все знакомо, испробовано и однообразно, когда все дни как один, то появляется скука и теряется интерес. Такая среда угнетает ребенка, развитие тормозится. Выходом из этого является:
- Обогащение среды, в которой живет ребенок. Наполните повседневность ребенка событиями, занятиями, предметами, простыми и развивающими игрушками и пр. Игрушки должны быть разнообразными, интересными и безопасными для ребенка, соответствовать его возрасту. Для совместной игры с ребенком, можно использовать игрушки немного более старшего возраста. Полезными в данном возрасте являются игрушки и задачи, направленные на мыслительный процесс ребенка: головоломки, пазлы, конструкторы, настольные игры, кроссворды, загадки, логические игры, аналогии и т.п. — все, что заставляет задумываться и решать задачи.
- Помогите найти друзей. В этот период ребенку очень важно проводить больше времени с другими детьми своего или чуть старше возраста. Чтобы они могли вместе играть и познавать новое, спорить и мириться, обсуждать интересные для них вещи, тренировать различные навыки и умения и т.д. Подробнее мы поговорим об этом чуть ниже.
- Ребенок должен свободно выбирать, как ему проводить время и что для этого использовать. Позвольте ребенку свободно пользоваться в доме не только своими игрушками, но и безопасными предметами: подушки, кастрюли, одеяла, все, что позволит ребенку раскрыть свою фантазию. Он может строить из них крепость, извлекать звук и т.п. При этом обозначьте места, куда ребенку категорически нельзя заглядывать (может быть опасно или вы не хотите, чтобы он трогал ваши вещи).
- Периодическое посещение новых мест. Прогулки по новым территориям, паркам, поездки загород, на природу, к родственникам, в другой город, даже простая прогулка по новому маршруту — все это активирует внимание ребенка. Необычные места позволяют увидеть и познать новое. Детям нравятся места скопления «интересностей» — зоопарки, музеи (преимущественно интерактивные и где можно потрогать самому) и т.д. Во время прогулок показывайте и объясняйте ребенку то (принцип №4), что он наблюдает; обсуждайте вместе и отвечайте на его вопросы, это значительно повысит эффект от таких мероприятий.
- Соблюдайте меру — не пытайтесь завалить ребенка игрушками и распланировать все его время. Избыток развлекательного досуга, посещения различных развивающих центров, обилие игрушек – вредно, как и отсутствие этого. Во всем нужна мера. Избыток приводит к тому, что ребенок перестает самостоятельно хотеть, и полностью отдает свою жизнь родителям, ожидая, когда вы предоставите ему очередные новые ощущения. Также обилие игрушек может не давать ребенку полностью раскрыть потенциал каждой игрушки, исследовать все ее функции и применение, что может замедлять развитие фантазии.
- Избегайте заданий сильно выше способностей ребенка. Это убережет его от разочарований, потери мотивации и мнения о том, что он глупый. Задания иногда могут быть чуть выше уровня ребенка и усложняться постепенно, давая ему возможность плотно закрепиться на существующем уровне. К заданиям относятся не только учебные, но и повседневные, бытовые, интеллектуальные и пр. которыми наполнена жизнь ребенка.
6. Придерживайтесь единого стиля воспитания — демократического (авторитетного).
Родитель для ребенка выступает в роли друга, старшего товарища, которого не боятся, а уважают и прислушиваются. Родитель должен уважать и признавать право ребенка на собственные желания, активность и самостоятельность, признавая в ребенке настоящую личность. Родитель должен слышать ребенка и учитывать его позицию. Вместо того чтобы занимать позицию «над ребенком» и отдавать ему приказы, полезнее встать с ним «рядом», выстраивать диалог и доверительные отношения. Такие отношения позволяют родителю достигать своего через разговор и обсуждения; минуя крики и запугивание, не вызывая у ребенка тревогу и страх.
Если начинать с самого раннего возраста, то такой способ общения легко принимается и поддерживается ребенком. Родитель должен вести себя последовательно и следовать одному стилю воспитания. Тогда ребенок будет точно знать правила отношений между вами. Если менять свое поведение и правила каждую неделю, то ребенок просто не будет понимать вас и может вырасти невротиком, т.к. он лишается очень важного для развития — стабильности.
Будьте примером поведения. Ребенок с самого рождения наблюдает за вами и перенимает от вас многое: ваши манеры, способы реагирования, действия, речь и все остальное, даже привычки. Для ребенка вы всегда будете образцом поведения, даже если он постоянно занят на кружках или с ним все время сидит няня. В первую очередь он вырастет подобием того, кем являетесь вы сами. Ваш ребенок будет отражением вас, ваших действий и вашего отношения к нему. Ребенок лучше всего усваивает модели поведения, которые наблюдает в реальности. И никак не те, которым вы учите на словах или через приложения/мультфильмы. Поэтому, для развития ребенка, вам самим нужно стать тем, кого бы вы хотели видеть в своем ребенке.
Сотрудничайте с ребенком. Ребенку не нужен командир, раздающий приказы или надсмотрщик за каждым его шагом. Ребенку нужен друг (и в первые годы им должен быть родитель), который будет всегда рядом, а в случае надобности защитит, поможет и объяснит в спокойной форме (а не в виде наставлений). Сотрудничество родителя и ребенка, самая предпочтительная форма отношений. Она позволяет сполна раскрыться и сформироваться качествам и навыкам, необходимым для успеха в 21 веке. Поэтому договаривайтесь с ребенком, в этом возрасте он способен вас понять и часто сам за то, чтобы вы вместе с ним пришли к компромиссу.
Ребенку, как и взрослому, не нужны приказы и выговоры. Если ребенок делает не по-вашему, или ошибается, он делает это не назло вам. И когда вы на него кричите, он просто не понимает, чем заслужил такую реакцию. Поэтому ребенку нужно объяснение, а не выговор. Крики на ребенка, лишь навязывают ему вашу волю и лишают собственной воли, заставляют его бездумно слушаться ваших команд. Разве вы ставите перед собой задачу вырастить в нем раба, выполняющего чужие приказы? Если нет, то уважайте его личность и чувства, помогайте ему разбираться в правилах. И с каждым днем он будет все более осознанным и самостоятельным.
7. Развивайте речь и общение ребенка.
Ребенок живет в мире людей, основу которого составляет речь. Речь связана с интеллектом и обеспечивает коммуникацию, которая необходима для познания мира и благополучия в нем. Для эффективного развития речи и приобщения ребенка к миру людей, достаточно следовать ряду рекомендаций:
- Постоянно разговаривайте с ребенком. В этом возрасте ребенок начинает уже хорошо говорить и сполна понимать предложения взрослых. Общение должно стать фоном в ваших отношениях, сопровождать ваши взаимодействия с ребенком.
- Говорите красиво и правильно. Ребенок выучит речь, звучащую в вашей семье. Если вы произносите слова неправильно, и хотите, чтобы ребенок был грамотнее вас, то это тот самый момент, чтобы измениться самому. Так как ребенок усваивает и копирует ту речь, которую слышит в семье.
- Поддерживайте общение ребенка с другими людьми. Ребенок пытается активно говорить как с другими взрослыми, так и с детьми. С каждым из них он ведет себя по-разному. Взрослые выступают больше в качестве эрудитов и проводников в разнообразие мира. Поэтому к пяти годам, детям интересно кем они работают, чем занимаются, с кем живут, как они любят проводить свободное время и т.д. Ребенок также с удовольствием рассказывает взрослым о себе и своей семье. Поддерживайте и побуждайте такие разговоры, со знакомыми взрослыми или под вашим присмотром. С другими детьми, в 3-4 года ребенок говорит больше об игре и ее условиях. В более старшем возрасте, ребенок начинает интересоваться жизнью сверстников, чем они занимаются, что любят, где были и что видели. Общение с другими детьми, тренирует не только речь и понимание чувств других детей. Но и умение доносить свою позицию и выстраивать диалог, отношения. Взрослый может поощрять общение ребенка со сверстниками, отводя его чаще на детскую площадку, в детские учреждения, в гости к другим детям.
- Описывайте и обсуждайте то, что видит ребенок. На прогулке или дома, всегда найдется момент и тема для разговора. Показывая объекты, называйте и описывайте их, сравнивайте с другими объектами, говорите про действия, что производите с ними и т.д. «Смотри, какая интересная птица — это воробей. Он маленький и коричневый. А каких еще птиц ты знаешь? Верно, голубь это птица, он большой и серый». Такое общение позволит ребенку узнать новые слова, получить новые знания, и упорядочить те, что уже имеются
- Слушайте ребенка. Искренне интересуйтесь его рассказами и переживаниями. Отвечайте ребенку на его вопросы. Задавайте свои вопросы и слушайте его ответы, при этом проявляйте уважение к его личности (отложите телефон, выключите ТВ, полностью посвятите себя ему при общении).
- Расширяйте речь и вводите ребенка в мир понятий. Наполните разговоры словами обозначающими цвет, форму, геометрические фигуры, числа и пр. Постепенно вводите классы объектов и классификации. Например, классы животных и растений — «бабочка и муравей — это насекомые, они очень маленькие; голубь и ворона — это птицы, они умеют летать». Дни недели — «Сейчас среда, еще два дня и будут выходные — суббота и воскресенье» и т.д. Важно упорядочивать знания ребенка по отношению к окружающему миру, внося в его жизнь постоянство и определенность.
- Общение должно быть позитивно окрашено. Ребенок должен получать положительные эмоции от общения и видеть, что оно вам нравится.
- Используйте юмор. В этом возрасте ребенок очень любит шутить и смеяться. Юмор это тоже общение, которое отлично развивает интеллект и понимание др. людей (эмоциональный интеллект).
Это была первая часть принципов отношения родителей к ребенку 3-6 лет для эффективного развития. Продолжение во второй части статьи.