Дошкольный возраст — мышление и познавательная активность

К 4 годам практически полностью развиты области мозга, отвечающие за основные чувства (речь, слух и др.), а также за крупную моторику. К 6 годам объём мозга ребенка составляет почти 90% от будущего взрослого объёма.

Карта развития мозга ребенка в 4 года
Зрелость отделов мозга в 4 года

Одним из важнейших видов деятельности дошкольника (не менее важной, чем сюжетно-ролевая игра), является исследовательское поведение — оно направленно на поиск и приобретение новых знаний, которые расширяют представление об устройстве мира. Еще до начала игры, сначала ребенок должен понять — что это за объект и как с ним играть. То есть необходим этап исследования и экспериментирования. Исследовательское поведение, также может существовать и в самих играх.

Исследовательское поведение развивает мышление, воображение, творчество и многое другое. Оно существенно продвигает понимание различий живого и неживого, явлений, предметов, принципов социального взаимодействия, устройства мира и т.д. Подробнее мы вернемся к этому в следующем разделе.

Мышление

Накопление знаний не приводит к развитию мышления, оно формируется лишь в активной практической и познавательной деятельности. Развитие мышление дошкольника проходит 3 этапа и представляет собой сложную взаимосвязь различных форм мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление (3–5 лет). Основной признак — неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Чтобы мыслить, нужно действовать с предметами. Например, ребенок крутит игрушку, нажимает на все кнопки, пытается ее открыть, таким образом, он «экспериментирует и познает руками». В процессе многократных действий с предметами (а за пару лет через руки ребенка пройдут сотни и тысячи разных предметов), ребенок выделяет их скрытые характеристики и внутренние связи. Практические действия с предметами, становятся средством познания действительности и формируют мышление.
  2. Наглядно-образное мышление (4–6 лет) — ребенок в мышление начинает оперировать не конкретными предметами при помощи рук, а их образами и представлениями, хорошо представляя себе такие объекты. Ребенок научается познавать и решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах, тогда как до этого, мог лишь путем практических действий. Теперь, чтобы ребенку узнать, какая фигурка подходит к какому отверстию, не нужно попеременно вставлять их, он может сделать это в уме и довольно быстро.

Стоит учитывать, что ребенок не всегда способен через наглядно-образного мышления прийти к правильному ответу. На его мышление, может оказывает сильное влияние восприятие. Если ребенку показать два совершенно одинаковых и равных по объему шарика из теста, а затем на глазах у него, один из шариков превратить в лепешку и спросить где теста больше, то часто ребенок заявляет, что в лепешке количество теста стало больше. Такая ошибка мышления связана с тем, что ребенок пока не владеет понятием объема и знанием других метрических измерениях. Наглядные модели, в которых воспроизводятся свойства и отношения предметов, являются важнейшим условием для формирования внутренней мыслительной деятельности.

Для возникновения образного мышления, также важно подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок строит внутренние модели действий, которые проигрывает в ролевой игре.

3. Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению.

Детское экспериментирование

Иногда выделяют еще один тип мышления ребенка — детское экспериментирование. Оно представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и направлено на познание свойств и связей объектов.

Такое мышление имеет форму экспериментирования с явлением: ребенок вызывает или прекращает явление, изменяет его в том или ином направлении. В процессе таких действий ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению представлений об объекте. Например, ребенок кладет в ручеек деревянный кораблик и видит, как он плывет, тогда он берет свой игрушечный кораблик из железа, и видит как тот идет ко дну. Ребенок недоумевает, ведь обе игрушки являются корабликами, которые должны плавать, но один утонул. Тогда ребенок приходит к умозаключению, что не каждый кораблик способен плавать и начинает исследовать этот вопрос. В данном экспериментирование четко представлен момент саморазвития: использование и преобразования объекта/явления раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить догадки и воплощать их в жизнь.

Экспериментирование поощряет в ребенке любознательность и инициативность, самостоятельность, гибкость мышления, смелость, стимулирует к поискам новых решений и творчеству. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность пробовать разные способы действий, снимая при этом страх ошибиться (т.к. нет правильного варианта). Способность удивляться новому, строить свои догадки, задавать себе и окружающим вопросы, является более важным в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем действий и усвоение знаний, даваемых взрослыми. Роль взрослого в этом процессе, сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты и ситуации, стимулирующие познавательную активность и экспериментирование.

ребенок думает, детское мышление

Феномены детского мышления Ж. Пиаже

Мышление ребенка на первых порах крайне несовершенно и его основной особенностью является эгоцентризм — когда ребенок оценивает любую ситуацию только со своей позиции (точки зрения). То, что ребенок воспринимает, кажется ему абсолютным и единственно возможным вариантом. Причина этого — недостаточное разделение между «Я» и внешней реальностью.

Отличным примером эгоцентризма может служить известный тест о братьях, где взрослый спрашивает ребенка:

– У тебя есть братья?
– Артур.
– А у него есть брат?
– Нет.
– Сколько у вас братьев в семье?
– Двое.
– А сколько у тебя братьев?
– Один.
– А у него есть братья?
– Нет, совсем нет.

Ребенок не осознает, что может не быть «центральным» объектом, и поэтому не догадывается, что у его брата, есть братья.

Жан Пиаже выделил и другие феномены детского мышления, в основе которых лежит эгоцентризм:

Анимизм — приписывание одушевленности неодушевленным предметам. Пиаже приводит следующий разговор с мальчиком:

– Живое ли солнце?
– Живое.
– Почему?
– Оно дает свет.
– Живая ли свеча?
– Живая, так как она дает свет. Она живая, когда дает свет, но не живая, когда его не дает.

Артифициализм — понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека или как созданные человеком.

– Что делает солнце, когда облака и идет дождь?
– Оно уходит из-за плохой погоды.
– Почему?
– Потому что оно не хочет попасть под дождь.

Реализм — склонность рассматривать предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Когда луна следует за ребенком во время прогулки, значит, так оно и есть. Или трехлетний ребенок может с интересом следить, как папа наряжается Бармалеем, однако пугается и плачет, когда костюм и грим были готовы и он увидел устрашающий образ. Здесь проявляется еще одна особенность детского мышления этого периода: необратимость, неспособность мысленно вернуться к исходной точке. В данном примере, невозможно мысленно с Бармалея снять костюм и маску, вернуться к исходному образу папы.

Центрация — сосредоточение только на одном, наиболее заметном аспекте или признаке объекта, при игнорировании других, т. е. узко сфокусированное мышление. Ж. Пиаже продемонстрировал феномен центрации в своих экспериментах на понимание сохранения. В этих экспериментах Ж. Пиаже показывает, что дети на дооперациональной стадии развития мышления (от 2 до 7 лет) не понимают, что важные характеристики предметов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего вида. На задачу ниже, ребенок ответит: в верхнем ряду монет стало больше, верхняя палочка длиннее, в одном из стаканов воды больше и т.д. Это происходит, так как он пока не способен соотнести несколько параметров сразу — длину ряда монет с их количеством, толщину палочек с их длиной, высоту и ширину стаканов с объемом.

феномены мышления ребенка ж. пиаже
Задачи на сохранение, разработанные Ж. Пиаже Источник: [Берк, 2006]
С ходом развития мышления, к 7 годам ребенок преодолевает эгоцентризм и большинство других феноменов мышления, переходя на уровень логического мышления.

В целом детское мышление еще далеко от взрослого, и ребенку может быть трудно разобраться, где реальность, а где притворство. Например, действительно ли ведьмы могут наложить на вас заклинание или что у человека могут вырасти крылья, и он полетит, как на картинке в книжке.

Познавательное развитие

В период с трех до семи лет, моторные, когнитивные, речевые и др. навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что в значительной степени облегчает и повышает эффективность некоторых видов научения. О каждом из них мы и поговорим далее.

На всем этапе развития, дети проявляют высокий уровень познавательной потребности — задают большое количество вопросов, пытаются классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого и т.д. Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений («Откуда берется еда в магазинах?», «Откуда берутся дети?»). К возрасту 5–7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть и жизнь.

Произвольное внимание развивается к 4–5 годам, у ребенка лучше получается управлять своим вниманием, сознательно направляя его на определенные объекты. Оно развивается под руководством взрослых, которые направляют и организуют ребенка. Взрослые организуют внимание ребенка с помощью словесных указаний — «Какой нам нужен карандаш? Где у нас зеленый карандаш? Посмотри сюда, может, он здесь. Поищи» и т.п. В последующем такой способ позволяет ребенку уже самостоятельно применять такой способ для направления внимания. Однако непроизвольное внимание все еще остается преобладающим на протяжении дошкольного детства.

Память. В период до 5 лет дети хорошо узнают знакомое, но плохо воспроизводят по памяти. Однако между 5 и 7 годами способность памяти значительно повышается, и дети даже начинают осознанно ставить себе задачу, запомнить определенную информацию. Они смотрят на запоминаемый материал и повторяют несколько раз про себя то, что хотят запомнить. Позднее они группируют материал по категориям, а еще через некоторое время могут даже создавать небольшие рассказы и зрительные образы для лучшего запоминания.

Воображение. С момента, когда дети начинают играть с игрушками и в ролевые игры, у них интенсивно развивается воображение. Дети по-новому используют предметы и пространства, придавая им разнообразные воображаемые функции. На протяжении часа один предмет может приобретать до 10 разных значений. Одна и та же комната превращается в океан, в поле сражения, в магазин, в дремучий лес и пр. При этом стоящая в ней мебель каждый раз приобретает новое значение. Также огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Если скучное занятие перевести в план ролевого действия, то оно сразу же охотно выполняется ребенком. Например, можно поиграть в волшебников и «заколдовать» уставшего ребенка в «быстроногого оленя».

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании, в сочинениях сказок, рассказов, стишков. Фантазии детей младшего дошкольного возраста по большей части непроизвольны — они не могут сочинить или придумать что-то по заданию или по просьбе взрослого. Сочиняя они, как правило, не знают о чем будет произведение. К концу дошкольного возраста дети уже могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения и целенаправленно реализовывать их.

Часто родители принимают фантазии ребенка за ложь, думая, что он намеренно хочет их обмануть и что-то скрыть. Но ребенок не несет такой задачи, ему просто нравится придумывать и создавать новое, пускай только на словах и в своем воображение. Также иногда фантазия и  реальность путается у ребенка (особенно до 4-5 лет), и вам может казаться, что он врет.

Воображение ребенка имеет две основные функции — аффективную и познавательную.

Аффективное воображение направлено на утверждение и защиту своего «Я». Ребенок создает воображаемые ситуации, в которых может утвердить себя — чувствовать себя сильным, смелым, всемогущим и т.п. Многочисленные детские фантазии о собственных подвигах и невероятных успехах выполняют эту функцию. Так ребенок изживает собственные страхи и защищает себя от них. Также через многократное проигрывание травмирующих ситуаций, ребенок «отстраняется» от них и начинает «видеть их со стороны».

Основная задача познавательного воображения — это достраивание целостной картины мира и получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Подробнее о том, как эффективно развивать ребенка в дошкольный период.

Добавить комментарий