Содержание статьи:
Сесиль Лупан мама двоих детей из Франции, которая в 80-ые увлеклась темой развития ребенка, и в результате предложила собственный вариант методик. Она не является ни психологом, ни педагогом, по профессии она актриса театра. Но она обладает природной проницательностью и наблюдательностью.
Свой путешествие к специальным методикам детского развития, С. Лупан начинает с обучения плаванию. После проходит недельные курсы по методике Глена Домана. Некоторое время она была его последователем, но впоследствии (очень скоро) отказалась от его идей. Она полностью переворачивает его систему с ног на голову, как считает нужной. Некоторые люди считают, что Лупан продолжатель идей Домана, но это абсолютно не так — от сути методики Домана ничего не остается. Карточки полностью переделываются и становятся свободным для рассматривания и обсуждения с ребенком. Теперь они наполнены смыслом, который можно раскрыть при помощи общения с взрослым. В результате она создала свою систему обучения исходя из упражнений множества других авторов. Ее методику можно назвать сбором гуманных советов по развитию ребенка. Большое количество этих упражнений применяется в стандартных образовательных программах и родителями самостоятельно.
В основе ее методики лежит одна простая, но очень важная мысль:
«Занятия должны приносить удовольствие и ребенку, и родителю».
Главные принципы ее занятий:
- Если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
- Не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
- Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
- Не надо проверять своего ребенка;
- Любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Источником развития ребенка во всей методике, начиная с плавания и заканчивая изучением географии или счета — является мама ребенка. Именно мама приобщает ребенка к миру и вызывает у него доверие. Она самый лучший источник развития, который эффективнее всего может дать ребенку не только знания о мире, но и любовь, и вкус к жизни. Поэтому вне зависимости, от упражнений, которые вы выберете, их лучше всего проводить вам. Сама она говорила так:
«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»
Сесиль Лупан отказывается от обязательной ежедневной программы занятий: «Каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет». Она предпочитает временной период — неделю. Для которого можно создать схематическое расписание занятий, которым нужно пользоваться свободно и не заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Такое расписание должно служить не более чем ориентиром. Упражнения не должны быть уроками, они должны быть моментом полноценного проживания жизни и радости от общения с ребенком.
Она предлагает читателям ознакомиться с упражнениями, а не слепо следовать им. Применять лишь часть из них, некоторые отвергая, некоторые изменяя под себя. Она признает, что ее опыт создавался для ее детей и что подходило для первого ребенка, не подходило для второго.
И так переходим к самим упражнениям.
Первый год жизни
В течение первого года жизни процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:
- Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения;
- Стимулировать все его пять чувств;
- Поощрять ребенка развивать свою двигательную активность;
- Заложить основы языка.
Сами методы развития, описанные для этого возраста, вполне полезны и перекликаются с методами развития Прогрессио.
Важны проявления чувств: поглаживание, ласковые прикосновения, поцелуи, колыбельные песенки и потешки. Ребенка нужно чаще брать на ручки, не боясь его избаловать. Контакт с мамой дает ребенку чувство защищенности и уверенности в себе. Разговаривать с малышом нужно с рождения, так он будет постигать язык. Общение не должно быть однообразным, нужно менять интонации и имитировать ребенка. Включать различные звуки и музыку.
Для стимуляции зрения можно вешать в поле зрения ребенка мобили, показывать крохе цветные картинки и черно-белые узоры, гримасничать (так как человеческое лицо очень интересует новорожденного) и брать его с собой. Для развития осязания необходимы кусочки ткани разной фактуры (бархат, атлас, мех, грубое полотно и др.) и другие всевозможные безопасные предметы. Для развития обоняния — можно знакомить ребенка с разными запахами. Сшить маленькие мешочки и наполнить их специями и пахучими.
Физическое развитие
Достаточно внимания уделено методам физического развития, с рождения до 6 лет. Представлены различные упражнения, игры и гимнастика для каждого возраста.
Подробно останавливаться не будем, так как данные упражнения хорошо известны и естественны для ребенка без книг. К ним относится: свободное перемещение по дому, прогулки, пробежки, прыжки, плавание (которому посвящена отдельная глава в ее книге).
Чтение и грамматика
Обучению чтению и грамматике в целом, автор методики предлагает с плавного погружения в мир букв и слов. Лупан не делает жестких возрастных рамок, когда и какой этап начинать. Что является правильным решением, способным оградить детей от сверхраннего обучения такой сложной мыслительной функции.
Начинать приобщение она предлагает с песенок про названия букв, используя мотивы подходящих детских песен. Все это делается чтобы малыш скорее запомнил алфавит. Затем поются «песенки согласных и гласных».
Возможно, такой подход и имеет какую-то пользу для ребенка, но подобные исследования нам не встречались.
Следующий метод — это совместное чтение и составление книжек:
«Я решаю перейти к следующей стадии: первой книжке, которую делаю сама. Я фотографирую Галю в разные моменты дня. Фотографии я наклеиваю на карточки размером 25*25 см. Пробиваю в карточках два отверстия и соединяю их кольцами. На оборотной стороне карточек пишу большими черными буквами фразы, например: «Галя стоит в своей кроватке», «Галя будит папу и маму», «Галя сама сосет свою бутылочку»… Я показываю Гале каждое слово, написанное черными буквами на отдельных карточках, причем делаю это так, чтобы она чувствовала, как из отдельных слов получается связная фраза. Затем я даю ей карточки с целыми группами слов, составляющими какую-нибудь фразу из книжки. Например: «Галя стоит» и «в своей кроватке». После этого я кладу карточки на пол друг на друга рядом со страничкой книжки, точно воспроизводящей карточку, только в более мелком масштабе. Потом я соединяю страницу текста и страницу с соответствующей фотографией полукруглыми кольцами. И каждый раз добавляю новую страницу. Гале только один год и пять месяцев, она еще не говорит целыми фразами. Поэтому я день за днем читаю ей эту книжку, показывая каждое слово».
Формату карточек в ее методике также находится применение:
«Приготовьте десяток картонных карточек и напишите на них названия находящихся в комнате предметов: шкаф, стол, кровать, ковер, дверь, окно и т.д. В отсутствие ребенка прикрепите эти надписи к предметам, которые они обозначают. Потом торжественно отведите его в комнату и покажите, что на каждом предмете появилось название. Регулярно обращайте внимание малыша на эти таблички и читайте, что на них написано. Ребенок, конечно, скоро запомнит, что такое-то слово означает «шкаф», но произойдет это потому, что табличка, на которой оно написано, прикреплена к шкафу, а не потому, что он сумеет прочесть это слово. Не надо смущаться, ведь в данном случае слова нужны не для того, чтобы он научился их читать, а для того, чтобы служить ему точкой отсчета и материалом для сравнения, когда он встретится с такими же буквами и звуками».
Также автор приводит еще множество различных упражнений. Но когда же по мнению автора стоит начинать подходить к чтению более серьезно?
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери и «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла — вот две прекрасные книги, которые можно читать в первый раз детям в возрасте трех-четырех лет».
Есть и перегибы в методике, например попытки увеличить словарный запас ребенка запоминанием различных терминов, которые часто не ясны даже взрослым. Автор предлагает учить ребенка различным научным терминам, например:
Орнитология — наука о птицах.
Ихтиология — наука о рыбах.
Энтомология — наука о насекомых.
Гельминтология — наука о паразитах.
Насколько полезно в реальной жизни знать ребенку такие термины? Такие знания очень сомнительны и мы не видим их актуальности для развития. Также, как и упражнение в виде искусственного разделения слов в 3-4 года по категориям: подлежащее, сказуемое.
Иностранный язык
Основную мысль автора касаемо иностранного языка, можно передать в одном предложении — с ребенком на иностранном языке должен говорить носитель языка или постоянно другой родитель. Описаны и другие немного очевидные виды упражнений.
Логика и счет
Автор не обходит развитие логики и счета. Она их объединяет вместе «в конечном итоге математика восходит к чистой логике». Начиная с элементарного познания чисел и отношений между объектами, и заканчивая изучением таблицы умножения и деления. Упражнения хорошо составлены и полезны, они не предполагают привязки к определенному возрасту (как и большинство методов в книге). Родителям самим нужно пробовать вводить их в жизнь ребенка и внимательно следить за тем, как ребенок реагирует — готов ли он уже выполнять такие действия, или еще слишком рано. И главное — интересно ли ему это.
Упражнения С. Лупан по обучению логике и арифметике во многом построены на методах известного профессора математики Зигфрида Энгельманна, который посвятил часть жизни созданию методик по обучению детей счету, чтению и развитию интеллекта в целом.
Несколько примеров упражнений: антонимы, родственные связи, классификация и т.п. Такие упражнения действительно интересны детям, и они хорошо развивают мышление. Интересен подход к изучению числа 0. Ребенку предлагается ряд шуточных вопросов: «Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?»
Обучению как пишутся цифры, отводится последняя очередь. Ведь главное, чтобы ребенок понял смысл самих чисел и операций с ними, и именно на это направлена основная масса упражнений.
Искусство, история и география
Помимо развития таких обязательных знаний как счет, чтение или речь, в методике предусмотрено приобщение ребенка к миру людей со всем его культурным разнообразием. Живопись, география, музыка, литература, история — все это предлагает развивать в ребенке С. Лупан, что и делает ее методику в наших глазах уникальной.
История создает больше всего затруднений, ведь ребенок плохо ориентируется во времени. Что «сто лет назад», «что сто тысяч лет назад» значат для него примерно одно и то же. Понимая это, Сесиль Лупан приводит метод объяснения малышам таких сложных вещей. На первом этапе она предлагает изучать «прошлое ребенка», его собственную историю, располагая фотографии событий в хронологическом порядке (вот ты родился, вот научился сидеть, пошел и т.д.) Следующий этап – история родителей, а затем бабушек и дедушек. И лишь когда у малыша сформировано некоторое понятие времени, можно переходить к истории… динозавров. А уже после к мировой истории и истории Франции. Все обучение проходит через наглядные изображения, песни и красочные рассказы.
Изучение географии предлагается начать с практического изучения квартиры, чтобы ребенок сумел почувствовать пространство. Приводятся географические игры: составление планов комнат, увлекательное знакомство с картой, «путешествия» по странам и континентам, карты-паззлы и др. Для подобных игр конечно же понадобится много картинок, изображающих различные страны, горы, моря и другие географические объекты. Но в 21 веке это совсем не проблема.
Искусству уделена крупная часть книги, сюда входит: живопись, поэзия, песни, художественные произведения, музыка и игра на музыкальных инструментах (часть упражнений по методики Судзуки), история музыки и т.д. Пересказать все в рамках обзора методики просто невозможно, но если вы хотите прививать ребенку вкус к культурным ценностям и высокому искусству, то данная часть книги даст вам отличные упражнения и разумный подход. Музеи и оперы будут вам обеспечены.
Конечно, ряд упражнений направлен на составление энциклопедических знаний. Если ребенку интересны ваши рассказы, если упражнения проходят не во вред другим сферам развития, то энциклопедические знания полезны для ребенка и помогают развивать его мышление. Поэтому вы можете смело их применять, соблюдая баланс в развитии.
Какие есть ограничения у методики?
Во-первых, она не предусматривает общения с другими детьми, что является крайне важным для ребенка. За что уже можно назвать методику несбалансированной, ведь выпадает целый пласт развития ребенка, особенно важный в 21 веке. Видимо автор полагала, что все это приложится само собой, или ее дочкам было достаточно общения между собой.
Во-вторых, методика подразумевает раннее обучение чтению. Тогда как целенаправленное обучение ребенка до 5-6 лет чтению, считается преждевременным. Принимайте это во внимание. Если у ребенка нет желания этим заниматься, отложите это до подходящего возраста. Каждый ребенок уникален и идет по собственному пути развития. Но для некоторых детей обучение чтению в 3-4 года может быть внутренним желанием и посильным занятием, но только в формате игры, а не за партой.
Автор методики ни в коем случае не побуждает родителей заставлять детей заниматься ранним чтением против их воли и способностей. Если ребенку не нравиться это, не нужно этого и делать. Но если ребенок проявляет интерес, то часть упражнений С. Лупан могут вам подойти.
В-третьих, как мы уже упоминали, часть упражнений (особенно история музыки), это набор энциклопедических знаний, которые ребенку могут быть не столь интересны и могут вызвать отторжение к предметам изучения. Поэтому не применяйте никакое зазубривание, ведь для хранения информации есть интернет. Знания ребенка должны применятся им в жизни и быть полезны ему. Энциклопедические знания нужно объяснять ребенку в увлекательной для него форме, а не специально заучивать лишь ради их запоминания.
И помните, что говорил автор:
«Нужно всегда помнить, что малыш, который с интересом занимается каким-нибудь предметом, может внезапно утратить к нему интерес на недели, а иногда и на месяцы. К этому нужно быть готовым — надо приспосабливаться к новой ситуации, а не расстраиваться. Гораздо важнее стимулировать интерес ребенка, чем научить его чему-либо. И вы свободно можете распоряжаться тем, какие упражнения использовать, а какие нет».
Вы можете ознакомиться с обзором, который мы делали на книгу Поверь в свое дитя, С. Лупан, она отлично дополнит этот обзор. Так как книга больше не продается, оставляем одну из общедоступных ссылок на скачивание, где вы сами подробно сможете ознакомиться с методикой автора и комплексом упражнений https://yadi.sk/i/zIJI5X81Lo7tcA
Насколько же методика С. Лупан отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Напоследок приведем примерное расписание занятий автора по годам:
Первый год жизни
Большую часть дня ребенок проводит в своем «жизненном пространстве», организованном так, чтобы стимулировать все его чувства. Как только малыш проснется, сделайте несколько несложных физических упражнений и проведите «сеанс» развития речи. Потом можно позаниматься по картинкам. Очень важные моменты дня — купание (малыша готовят к плаванию), туалет (с ребенком все время разговаривают), прогулки (ребенку поют песенки). Иностранному языку хорошо бы учиться не у родителей, а у кого-нибудь другого. Начиная с четырех месяцев — второй язык (одно или два занятия в день; пока может обучать кто-нибудь из родителей). Каждый день нужно показывать малышу книжку с картинками, регулярно возвращаясь к тем, которые уже смотрели. В течение всего первого года жизни младенца надо стимулировать его переход к следующему этапу в развитии движений.
Второй год жизни
То же самое, что и в первый год жизни. Кроме того:
Во время ежедневных прогулок — побуждать к ходьбе, а потом к бегу;
Пересказывать малышу книжки, часто повторяя одни и те же;
Составить таблицу с первыми словами ребенка;
Проводить ежедневный урок второго языка;
Стимулировать развитие речи — читать детские стихи на разных языках, предлагая малышу повторять их;
Петь много песенок, чтобы развить активное слушание;
Подготовить вместе с ребенком первую, придуманную им книжку;
Проводить игры для развития пространственного воображения и логического мышления;
Выучить с малышом первые дидактические песенки (алфавит, цифры и т.п.);
Ежедневно понемногу заниматься рисованием, зоологией и др. (по вашему выбору).
К концу второго года (в зависимости от успехов ребенка) начинать обучение чтению, объяснять малышу басни;
Совершать большие прогулки;
Заняться введением в историю.
Третий год
Интенсификация занятий, начатых в предыдущем году. Кроме того:
Начать занятия счетом;
Рассказывая о живописи, классифицировать ее по художникам;
Вводить в процесс чтения персонажи придуманной вами песенки, например, алфавита; предлагать ребенку самому придумать книжки;
Разучить песенки на темы истории родной страны;
Заняться введением в географию.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Один час в неделю ребенок должен участвовать в групповой деятельности детей — немного старше его самого (если это возможно) — в процессе занятий музыкой или танцами, ручным трудом и т.п.
В течение первых трех лет жизни расписание занятий составляется конкретно для каждого ребенка, в зависимости от того периода времени, когда малыш наиболее активен. Говоря о ежедневных занятиях, я имею в виду проведение их в среднем четыре раза в неделю.