Кризис первого года жизни проходит в промежуток от девяти месяцев до полутора лет. Примечательно, что данный этап развития, выделяют как кризис, преимущественно на постсоветском пространстве. В западной психологии, данный феномен рассматривается в рамках одного из этапов развития, который проходит постепенно и не выделяется понятием «кризис». Вне зависимости от названия кризис это или нет, явления, происходящие в данный период развития, имеют место быть и требуют от родителей правильного поведения.
Как мы уже говорили в конце статьи о развитии речи ребенка до года, весь окружающий мир ребенка и все что в нем есть, становится одним большим соблазном. Ребенок хочет изучить все, что его окружает. Так как он уже умеет обращаться с предметами, умеет ползать и ходить, то предпочитает все это делать руками, а не глазами. Поэтому он все открывает, швыряет, разбирает, пробует. Все это расширяет сферу его познавательной и исследовательской деятельности. Желание открывать новое (любознательность), взращивает в ребенке самостоятельность действий, которую приходится ограничивать в целях безопасности ребенка. Ведь для ребенка нет границ, кроме тех, что могут остановить его физически (стена, дверь, предмет слишком высоко).
Стремление к самостоятельности почти всегда встречает отпор со стороны взрослых и вызывает запреты, так как многие действия могут причинить вред ребенку или окружающим (например, желание поиграть с ножом). Сталкиваясь в реализации своих стремлений с запретами взрослого, ребенок все равно продолжает настойчиво пытаться исполнить их. Возникает конфликтная ситуация.
Так мы подошли к характерным признакам кризиса первого года:
- Резко возрастает потребность делать все самостоятельно. Ребенок научается ходить и для него открывается целый новый мир, который еще не изведан и не опробован.
- Учащаются капризы, появляются ярко выраженные эмоциональные реакции. Ребенок может броситься на пол, плакать, громко кричать, топать ногами и требовать желаемого. Происходит этого из-за того, что родитель отказывается удовлетворить желания ребенка или просто не понимает их. Такая ситуация, создает у ребенка потребность овладеть речью и донести до родителя свою просьбу, чтобы в конечном итоге получить желаемое. Также в поведении ребенка может проявляться некая противоречивость — ребенок может хотеть остаться на руках мамы, капризничать и просить ласки, и при этом хотеть в этот же момент активно познавать и пробовать.
- Снижается эффективность влияния на ребенка — ребенок перестает слышать слова родителей и требует к себе повышенного внимания. Желание исследовать и пробовать, полностью захватывают сознание ребенка, и он «не слышит» запреты.
До кризиса взрослый был источником удовлетворения желаний ребенка, в кризисе взрослый впервые становится «между» ребенком и предметом его желаний, что подготавливает разрыв ситуации «Мы» (ситуация слитности ребенка с взрослым). Ребенок отделяет себя от взрослого. Теперь их стало двое — взрослый и ребенок. Переходная ситуация кризиса, заставляет взрослых перестраивать свои отношения с младенцем. Расширять спектр взаимодействий с ним и увеличивать поле безопасности для ребенка.
Как пережить кризис родителю
И обратить его на пользу ребенку? Основные советы:
- Родителям нужно понять, что происходящее это нормально, и так запрограммировано природой. Что это должно происходить для успешного развития ребенка.
- Ребенок должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, определить насколько далеко простираются его границы. Нужно поощрять самостоятельность и любознательность — двигатели развития. Ребенку требуется определенная независимость, которую он будет отстаивать, и в последующие годы. Ее нужно направить в правильное русло. Если действия и желания ребенка кажутся вам странными, то помните, что за каждым таким действием, стоит определенная причина (как правило, исследовательская), хотя родители могут ее не понимать.
- Родитель не должен запрещать все подряд, а только то, что действительно может угрожать здоровью ребенка. Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Если позволяют условия, то от запретов лучше отказаться, заранее обезопасив дом: убрать в недоступные места все опасные и дорогие предметы, интерьер сделать более безопасными (закрыть розетки, установить заглушки на острые углы и т.д.).
- Нужно установить границы и сформировать четкий список запретов. Запретов не должно быть много, иначе часть из них перестанет соблюдаться. Запрещая, нужно повторять слово «нельзя» и обязательно объяснять, почему это нельзя. У правил, должно быть постоянство, нельзя делать исключения. Не нужно сегодня запрещать играть с ножницами, завтра разрешать, а послезавтра запрещать опять. Ребенок в такой ситуации, не сможет усвоить логику запретов. У него разовьется нерешительность, от того, что есть «двойственность правильности».
- Быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету — например, вместо стеклянной посуды, дать ребенку пластиковую, с которой он может безопасно играть.
- Разговаривайте с ребенком и тогда он быстрее овладеет речью, и сможет сказать словами свои желания. Для этого называйте и показывайте ему предметы, описывайте свои и его чувства, эмоции. Комментируйте вслух свои действия и действия ребенка, называйте то, на что он показывает. Так ребенок узнает названия окружающих его предметов и сможет эффективнее коммуницировать с вами.
- И, конечно же, учите малыша правильно обращаться с предметами.
С окончанием кризиса одного года, начинается период раннего детства.