Содержание статьи:
Об авторе
Стивен Камарата — профессор в Vanderbilt University, США. Занимается на протяжении 40 лет науками, изучающими расстройства речи и слуха у детей. Последние 15 лет занимает должность руководителя программы «Коммуникации и Обучение» в Центре исследований человеческого развития. Отец семерых детей.
Профессиональную биографию автора можно посмотреть на сайте университета Вандербильта https://vkc.mc.vanderbilt.edu/assets/files/people/Camarata_bio_0810.pdf
О книге
Оригинальное название книги «The Intuitive Parent. Why the Best Thing for Your Child Is You». Если перевести дословно — «Интуитивный родитель. Почему лучшая вещь для вашего ребенка это Вы». На русском же книга называется так — «Воспитание без шаблонов. Научитесь слышать своего ребенка».
Смысл такого перевода немного нам не понятен. На протяжении всей книги автор отчаянно пытается закрепить у читателя термин — «Интуитивное воспитание», которое отлично бы подошло для названия книги на русском. Но по мнению издательства выпустившего книгу, читателям в России должно быть ближе «Шаблонное воспитание» против которого и нужно бороться, и что давайте же наконец услышим наших детей.
Оглавление
«Интуитивное воспитание» и «развивающие игрушки»
Книга сразу же начинается с объяснения определения «Интуитивное воспитание», так что уже с первых страниц можно понять позицию автора. Он разъясняет свою теорию и подробно описывает ее принципы:
«В основе интуитивного воспитания лежит внимание к ребенку, удовольствие от общения с ним и естественная реакция на его действия. Это позволяет вам быть партнером по обучению, а не надзирателем или суперучителем. Это помогает успокоить охваченных паникой родителей, когда они пытаются успеть научить ребенка всем полезным вещам сразу, «пока не поздно». Этот метод воспитания позволяет очистить разум от волнений, чувства вины, беспокойства и прочих «посторонних шумов», которые стали неотъемлемой частью воспитания в современном мире. Интуитивное воспитание позволяет вам наслаждаться каждым моментом, проведенным с растущим малышом: оно отлично подходит и для подростков… Основная задача родителей – проявлять внимание к ребенку и адекватно реагировать на его запросы».
Таким образом, можно выделить главные принципы «интуитивного воспитания» — естественная человеческое общение родителей с ребенком, совместная их деятельность, является лучшим способ развития.
Книга строится не просто на объяснении и доказательстве теории «интуитивного воспитания», но и на противопоставлении с современным рынком «развивающих игрушек» и обучающих приложений. Автор убежден и доказывает читателям, что часть производителей «развивающих игрушек» совершенно бесстыдно и часто безосновательно рекламируют свой товар как универсальный способ развития ребенка. Производители заявляют, что каждая их игрушка развивает: мышление, воображение, речь и делает из ребенка настоящего гения. Стивен Камарата приводит примеры последних лет, как производители игрушек злоупотребляют доверием родителей, навязывая покупку бесполезных игрушек и товаров, через страх быть плохим родителем и не успеть с развитием. Приводит и примеры, как в США родители могут быть осознанными и подавать в суд на таких производителей, заставляя их прекращать ничем не подтвержденную рекламу их товара и снимать с продажи свой товар.
Про мозг, пластичность и полушарные мифы
Часть книги посвящена описанию работы мозга ребенка и его отделов (она написана понятными словами для родителя). Рассказывает о феномене пластичности мозга. Также объясняет, что мозг является целостной системой и потому развитие не должно быть однобоким. Например, ребенку не нужны занятия грамматики на планшете, потому что такие упражнения занимают лишь малую часть способностей ребенка, в то время как живое общение и игра с родителями, гораздо лучше научают ребенка и грамматике и речи, задействуя весь его мозг, а не одну его часть.
На эту же тему автор приводит ряд исследований, в том числе и своих собственных, где доказывает всю неэффективность обучения ребенка речи через цифровые устройства (приложения на планшете, видеоуроки), и что живое, непосредственное общение (не ставящее целью обучить речи), дает куда больший эффект. Напомним, что автор занимается изучением развития речи около 40 лет, и знает про это практически все.
«Развитие мозга активируется в естественной среде, в ситуациях, с которыми дети сталкиваются ежедневно. То есть напрасен стресс, который испытывают многие родители, и их угрызения совести из-за того, что в ответственный период развития мозга они якобы могут недодавать детям нечто важное. И когда родители соглашаются на призывы купить нечто для «повышения эффективности обучения» их детей, это не что иное, как пустая трата денег и времени. Еще хуже, что попытки неестественным образом ускорить обучение могут дать отрицательный эффект. Они могут уменьшить или даже вытеснить полезное взаимодействие между родителями и детьми. А ведь именно это взаимодействие — основа раннего обучения и источник активации мозга».
«Реклама развивающих продуктов всегда явно или косвенно обещает, что обучение одному конкретному навыку каким-то образом «раскроет» потенциал ребенка. Например, долго существовал миф, что классическая музыка делает ребенка более умным. В 1990-ых губернатор штата Джорджия Зелл Миллер предложил вручать запись классической музыки всем молодым матерям их штата, чтобы «простимулировать развитие мозга» новорожденных. В статье New York Times, посвященной этой истории, приводилось высказывание профессора психологии Университета Торонто Сандры Трехаб: «Если вы думаете, что можно проглотить таблетку, купить запись или книгу и благодаря этому попасть в Гарвард или Принстон, то вы заблуждаетесь». Классическая музыка просто приучает детей слушать классическую музыку, вот и все. Возможно, родители добьются, чтобы их ребенок ценил классическую музыку, но это не сделает их сына или дочь умнее в целом.
Исследования доказывают: дети будут усваивать то, чему их учите. Если станете показывать малышам буквы, они привыкнут рассматривать и узнавать буквы, но это не научит их читать или понимать прочитанное. Если будете показывать цифры, то познакомите детей с цифрами, но от этого они не станут математическими гениями. Но если вы хотите, чтобы ребенок начал читать, его надо этому научить: не просто показать буквы и познакомить со звуками, но и объяснить значение написанных слов. Обучение ребенка фонемам поможет ему запомнить, как звучат слова. Но это не поможет понять, что он читает, — для этого потребуется развитие мыслительных способностей».
В книге можно найти и развенчивание популярных мифов про «полушарное обучение», что дети бывают разных «типов полушарного мышления», что можно развивать отдельно одно полушарие от другого. Все это автор опровергает при помощи научных исследований, которым он посвятил большую часть жизни.
Автор позволяет родителям успокоиться и избавиться от страхов не успеть или что-то не сделать для развития ребенка. Он снимает обязанность родителей покупать каждую «развивающую» игрушку и ходить на бесконечное число занятий. Взамен этого, он предлагает обратиться к естественному (интуитивному) воспитанию. Где главный смысл — постоянное взаимодействие родителей с ребенком, которое дает для его развития больше, чем любая программа или игрушка, с которой ребенок будет заниматься наедине. Вместо заучивания карточек и однотипных способов действий, ребенку лучше учиться у окружающей его среды решать встающие перед ним проблемы. Но родителю при этом не отводится пассивная роль:
«Дети должны учиться методом проб и ошибок и получать соответствующую обратную связь. Важно, чтобы родители поощряли инновационный подход к решению задач. Чаще говорите ребенку: «Попробуй по-другому», «Как думаешь, почему так получилось?».
Данные методы развития ребенка, совпадают с методами команды Progressio.
Опасность навязанного раннего развития
Автор на протяжении книги периодически рассказывает о вреде раннего развития, и какие проблемы оно создает детям:
«Почти 40 лет назад профессор педагогики Луи Нельсон доказала: попытки ускорить когнитивное развитие могут привести к краткосрочным преимуществам, но они не сохраняются надолго. Она также отметила, что краткосрочные успехи даются высокой ценой. Дети, которых раньше времени заставлял изучать некие концепции, демонстрировали пассивность по отношению к обучению. Вообще-то большинство детей от природы любознательные и хотят учиться, но эти ребята потеряли интерес к изучению нового. Нельсон также сообщала, что «ускорение развития интеллекта может замедлить рост ребенка в других областях». Короче говоря, она доказала, что преимущества ускорения развития краткосрочны, а побочные действия (отсутствие мотивации к обучению и отставание в социальном развитии) у них серьезные.
Но вдруг и правда раньше – значит, лучше? Вот уже 40 лет маленьких детей знакомят со сложными концепциями, заставляют делать упражнения и зубрить. Выросло ли из них новое поколение гениев? Интересно, что такие новаторы, как Стив Джобс и Билл Гейтс, бунтовали против любой образовательной системы, в которой делался упор на зубрежку: она не удовлетворяет их ненасытную любознательность. Вообще, если изучить биографию любого гения, обязательно выяснится, что он восставал против зубрежки и упорно следовал собственному графику развития. А что делает гения гением, если не высококлассные навыки решения задач и выдающиеся способности к рассуждениям?
Мать Природа и нормальный ход развития устроены идеально и очень последовательны: большинство малышей учится ходить и начинает произносить первые слова в период между первым и вторым днем рождения. И на это не влияет страна их проживания и национальность их родителей. Но если «раньше – лучше» для детского развития, то почему на государственном уровне еще не решили обучать всех детей ходить и говорить к тому моменту, как им исполнится полгода? Потому что это абсурдно. Малыши не способны на это физически и психически. И люди признают: учить полугодовалого ребенка ходить и говорить — бесполезное занятие, и вообще, к двум годам ребенок сам научится неплохо ходить, причем сделает это без всякого вмешательства. Кроме того, нет доказательств, что, научившись ходить или говорить раньше, дети лучше освоят координацию движений, преуспеют в интеллектуальном развитии языковых навыках… Заставив ребенка ходить, прежде чем его кости и суставы будут готовы к такой нагрузке, мы нанесем вред его здоровью. Возможно, из-за стресса его колени и бедра не выровняются, как надо, а скелет деформируется. Пропорции тела малыша не предназначены для ходьбы, так что его походка получится очень специфической, и в будущем она может не выровняться».
Проблема поверхностного знания
Так как С. Камарата является экспертом в области развития детской речи, то он не понаслышке знает и о проблеме раннего научения чтению. Он рассказывает о вреде и бессмысленности зубрежки слов и чисел, пока ребенок не научится соотносить значение символов и их изображение.
«В последние десять лет родители стремятся обучать детей чтению все раньше и раньше. Это тенденция. Таким родителям активно рекламируют обучающие программы. На полном серьезе обсуждается вопрос, какие аспекты чтения может усвоить младенец, если он еще не знает слов, на которые можно наложить визуальные символы.
Явление, когда ребенок умеет читать, не понимая смысла слов, называется гиперлексией. В своей работе я сталкивался с такими случаями. Один четырехлетний мальчик, мог прочитать практически любое слово, но не мог выбрать предметы, которые обозначали только что прочитанные слова. Например, если он видел карточку с напечатанным словом «слон», он читал «слон». Если ему диктовали: «Слон», он правильно писал это слово. Сбой случался, когда ему показывали карточку со словом «слон» и набор картинок, изображавших: слона, машину, корову и собаку. Мальчик не мог показать животное, чье название написано на карточке. Он мог узнавать и «читать» слова, но не понимал, что означает написанное».
Со способностью к счету та же история:
«Если ребенка не учили понимаю количества, он не будет понимать, какое количество обозначают заученные цифры и числа. Многие дети дошкольного возраста, которые мне встречались, знали цифры: когда я показывал им карточку, они отвечали быстро и правильно. Это впечатляло. Если я показывал карточку с цифрой «6» они говорили «шесть». Однако, когда я просил дать мне шесть монеток, разложив перед ними десять, они не могли сделать этого… Такую способность я называю «поверхностное знание». А перед родителями должна стоять задача научить ребенка гораздо большему, чем просто давать заученные ответы».
Что если такое обучение идет год за годом? Что тогда ждет ребенка, когда он станет взрослым? Будет ли у такого ребенка свое мнение и жизненная позиция, станет ли он успешным и счастливым, если он только и учился воспроизводить чужой материал, но сам практически не пробовал делать что-то свое? Автор поднимает важную тему, ставя вопрос критически — насколько сильно зубрежка оказывает вред во взрослой жизни ребенка.
В США проблема выходит уже за рамки семьи, достигая масштаба всей страны:
«Исследования, проводившиеся в США, указывают: многие ученики начальной и даже средней школы обладают навыками фонетического чтения, но с трудом понимают прочитанное. Возможно, это связано с попытками обучать детей фонетическому чтению в раннем возрасте, когда их запас слов и грамотность еще оставляют желать лучшего… Обучению чтению — это не просто обучение звукам, обозначаемым буквами. Нужно следить, чтобы дети понимали смысл слов, которые читают. В странах, где детей обычно не учат читать раньше семи лет, или даже восьми лет, более высокий уровень грамотности. Например, в Финляндии, которая занимает ведущее место по уровню достижений учащихся. Наверняка причина — в том, что уровень владения языком у семи-восьмилетних детей гораздо выше, чем у трех-четырех летних. Чем старше ребенок — тем больше слов может храниться в его долгосрочной памяти.
Родители интуитивно понимают: обучение фонетическому чтению следует отложить до момента, когда у ребенка сформируется устная речь, а грамматические навыки приблизятся к взрослому уровню (6-8 лет). Это не означает, что следует избегать чтения, пока ребенок не пойдет в школу. Любовь к чтению закладывается в раннем детстве во время совместного чтения с родителями. Мамы и папы, воспитывающие своих детей интуитивно, читают им практически ежедневно».
Именно за научение языку и математике через интуитивное обучение выступает Камарата — когда язык учится фоном, а не через специальные приложения и упражнения.
Три качества для успеха
Часть книги посвящена развитию жизненных навыков (качеств), таких как: уверенность (вера в собственные силы), жизнестойкость (способность преодолевать неудачи) и упорство.
Примечание: Эти навыки входят во многие списки «навыков 21 века».
«Как многодетный отец, могу сказать, что воспитание этих качеств у детей должно стоять на первом месте в каждой семье. К счастью интуитивное воспитание поможет справиться с этой задачей».
Автор убежден и приводит ряд исследований, что именно эти качества личности, а не интеллект приводят к успеху. Стоит ли говорить, что дети автора уже закончили колледж и успешно работают по специальностям с хорошей зарплатой, т.е. он проверил свои взгляды на собственных детях.
Школьная система полвека назад
Автор вспоминает школу 60-ых, в которой учился сам. Он сравнивает современную систему образования в США (от России она уже мало отличается) и систему, что была в его детстве.
«Американские дети, обучавшиеся в подготовительном классе в 1961 году, заняли первое место по достижениям в учебе среди развитых стран. Но те, кто учился позже с помощью зубрежки и по ускоренной программе, оказались на 18-м месте среди развитых стран. И такое резкое падение произошло за последние 20-25 лет, что точно совпадает с американской тенденцией максимально омолодить возраст обучения».
«Если рассуждать логически, то если детей начинают учить все более сложным вещам во все более раннем возрасте, то эту инициативу должна поддерживать научная литература. Однако таких данных не существует. Наоборот, все больше исследований доказывает: попытки ускорить интеллектуальное развитие дают обратный эффект».
Если вы хотите почитать про проблемы дошкольного и школьного образования, и как родители делают уроки за детей, что свойственно и для США, и для России, тогда это книга для вас. Проблемы системы образования во многих странах одинаковы, особенно если образование не на самом высоком уровне. Проблемы натаскивания и учебы ради оценок на тестах, есть практически в каждой стране мира, где есть обязательное школьное образование.
СДВГ и аутизм
Последная глава посвящена различным отклонениям в развитии детей, в основном СДВГ и аутизму.
Автор отмечает проблему кратного роста детей больных СДВГ и аутизмом, и пытается найти причину. Он приходит к выводу, что одна из главных причин, это частая постановка диагноза здоровым детям. Когда СДВГ ставится только потому, что детям скучно и спокойно не сидится на уроках, что они не очень рады делать «домашку».
С. Камарата критикует рекламируемые некоторые коммерческие «методы лечения», например, «Интерактивный метроном». Также упоминает сфальсифицированные исследования про связь прививок с аутизмом.
Так как автор занимается в том числе и данными заболеваниями, то достаточно большую часть главы он посвящает правильной диагностике и постановке диагнозов, вопросам которые стоит задавать врачам, а также лечению.
Стоит ли книга прочтения?
Да. Книга безусловно требует прочтения родителей.
Особенно полезна она не специалистам, тревожным родителям и доверчивым людям, верящим рекламам и отзывам.
Нам бы хотелось пересказать всю книгу, но тогда это будет плагиат. Чем говорить за автора, вам лучше самим ознакомиться с первоисточником, благо книга все еще в продаже. Автор заслуживает доверия, как минимум по двум причинам: 1) Он профессионально занимается научными исследованиями по вопросам детского развития 2) Он воспитал и взрастил 7 детей, которые окончили колледж и успешно работают по профессии.
Купить книгу
Купить бумажную версию книги на OZON.ru |